Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники проекта /

Никулин Николай Михайлович

Началь­ник меха­ни­че­ского цеха СНИИП
Никулин Николай Михайлович

Я окон­чил школу в 1973 году, отгу­лял лето и в сен­тябре начал подыс­ки­вать себе работу. Один мой при­я­тель как раз устра­и­вался в СНИИП, и я решил подать документы вме­сте с ним. Устро­ился сле­са­рем меха­но­сбо­роч­ных работ. Сперва было непри­вычно, я моло­дой парень, 30-лет­ние каза­лись мне уже ста­ри­ками, а тут рабо­тали вете­раны Вели­кой Оте­че­ствен­ной войны, люди, прошед­шие суро­вую школу жизни. И они стали меня обу­чать. Моло­ток, зубило, выру­бать плос­ко­сти, пер­вое время даже руки опу­хали. Мастер у меня был суро­вый, Кон­стан­тин Васи­лье­вич Сели­ва­нов, прошел всю войну.

Про­ра­бо­тал я так три года, и мне пред­ложили осво­ить про­фес­сию сварщика. Обу­чаться надо было в рабо­чее время, я при­нял муд­рое реше­ние и согла­сился. В то время сотруд­ни­ков пери­о­ди­че­ски отправ­ляли рабо­тать в кол­хоз, на ово­ще­базы, и когда я освоил азы про­фес­сии, меня стали посылать на ово­ще­базы про­во­дить сва­роч­ные работы. Мне про­фес­сия сварщика очень понра­ви­лась. Я ею заго­релся, и когда в СНИИП осво­бо­ди­лось место сварщика, я попро­сил, чтобы меня на него пере­вели. Ока­за­лось, что варить на ово­ще­базе кон­тей­неры и варить детали в СНИИП — это совсем раз­ные вещи. Мне повезло, так как у нас рабо­тали очень опыт­ные сварщики, кото­рые варили даже ракет­ные шахты. Они начали обу­чать меня всем видам сварки: элек­тро­сварке, газо­вой, аргон­ной. Пер­вое время сле­саря меня не при­зна­вали и отка­зы­ва­лись со мной рабо­тать, тре­буя более опыт­ных спе­ци­а­ли­стов. Так про­должа­лось около года. Я понял, что достиг долж­ной ква­лифи­кации, когда сле­саря сами начали про­ситься пора­бо­тать со мной, ведь я тоже был сле­са­рем, понимал их работу и ста­рался варить так, чтобы им было потом легче зачищать шов. Людей с высо­ким интел­лек­том у нас все­гда было много. Напри­мер, даже многие фре­зе­ровщики были с неокон­чен­ным высшим обра­зо­ва­нием.

Про­ра­бо­тал я сварщи­ком года три, и тут ком­со­мол кинул клич, что ком­со­моль­цам надо полу­чать высшее обра­зо­ва­ние. Я при­ки­нул и решил попро­бо­вать. Тогда шел набор в МВТУ им. Баумана. Планка была высо­кая, думаю: поступлю — не поступлю... СНИИП открыл подго­то­ви­тель­ные курсы, я сдал экза­мены и поступил на вечер­ний факуль­тет. Тогда я не понимал, во что ввя­зался. Помню, при­шел на пер­вое заня­тие по матема­тике, захожу в ауди­то­рию, а народу столько, что сесть некуда! Думаю: как тут учатся — стоя, что ли? Препо­да­ва­тель посмот­рел на нас и гово­рит: не пережи­вайте, после пер­вого семестра места, где сесть, всем хва­тит. Ока­за­лось, что это была не шутка. Учиться было тяжело. Закан­чи­ва­ешь работу в 5 вечера, едешь на Бауман­скую, воз­враща­ешься домой в 12 ночи, а утром снова на работу. И так каж­дый день. В итоге из группы в 42 чело­века до финиша дошло всего 5 — 6 чело­век. Зна­ния, полу­чен­ные в СНИИП, мне очень помогли во время учебы, так как многие вещи я уже знал по работе. Бывали и курьез­ные моменты. Помню, достался билет о штамповке взрывом. Сижу, думаю, что же я тут могу отве­тить, а про­фес­сор в это время задает вопрос другому сту­денту о тех­нике сварки. Тот затруд­ня­ется с отве­том, и про­фес­сор спраши­вает ауди­то­рию: кто знает? Ну, мне это все было давно известно, так что отве­чаю на его вопрос во всех дета­лях. Он гово­рит: отлич­ный ответ, ставлю пять! Вот так мне часто везло.

Закон­чил инсти­тут, и мне пред­ложили перейти в тех­но­логи­че­ский отдел, в группу сварки. Пока шло оформ­ле­ние, в цеху, где я рабо­тал, осво­бо­ди­лись места мастера и началь­ника участка. Меня вызы­вает бывший мой началь­ник цеха Юрий Степа­но­вич Яко­влев и пред­лагает мне долж­ность мастера цеха. Я согла­сился. А это самое тяже­лое, когда рабо­чим, с кото­рыми ты вчера был на рав­ных, ты должен ука­зы­вать, что делать. А Яко­влев про­должает: а что если вам рабо­тать не масте­ром, а сразу началь­ни­ком участка? Я, конечно, слегка вздрог­нул. Руко­во­дить сво­ими бывшими началь­ни­ками, людьми, прошед­шими войну… При­нять реше­ние было непро­сто, но я согла­сился.

Чтобы вы поняли, как изме­ни­лась моя жизнь, при­веду один факт: после пер­вых двух недель работы у меня отва­ли­лись подошвы на ботин­ках. На самом деле. Это сей­час есть компью­тер, где поме­чено нали­чие всех дета­лей, а когда чего-то не хва­тает, можно про­сто поста­вить галочку в таб­лице. А тогда надо было кон­тро­ли­ро­вать все самому: какие детали в нали­чии, каких не хва­тает, куда какая деталь должна пойти, отслежи­вать ста­дии изго­тов­ле­ния и т.д. Все время при­хо­ди­лось быть на ногах. Но я набрался опыта. Хоть и гово­рят, что умный учится на чужих ошиб­ках, но все равно свои шишки нужно наби­вать. Был я и сек­ре­та­рем ком­со­мольской орга­ни­за­ции, затем вступил в пар­тию и стал сек­ре­та­рем пар­тий­ной орга­ни­за­ции.

Какие были плюсы? Тебя с тво­ими про­блемами никто не бро­сал. Дальше. Фут­бол, хок­кей, походы, экс­кур­сии, поездки по другим горо­дам — это все было постав­лено на отлично. Напри­мер, в СНИИП на майские празд­ники, на ноябрьские, плюс еще возьмешь отгулы — и на неделю уезжали. Я побы­вал в При­бал­тике, объез­дил запад Рос­сии. Тури­сти­че­ские слеты, песни, само­де­я­тель­ность. Когда я началь­ни­ком участка отра­бо­тал пер­вый год, мы поехали в Каре­лию, в поход на бай­дар­ках. Мы даже не поняли, во что ввя­за­лись, про­сто взяли бай­дарки напро­кат и поплыли. А когда сплав начался, то назад ты уже не под­нимешься, сплав­ля­лись недели пол­торы-две, и я вдруг понял, что мне чего-то не хва­тает. Думаю, чего не хва­тает? Комары, гнус, при­клю­че­ния — все есть, а чего же не хва­тает? И понял, что я пере­стал думать о работе. Вот этих мыс­лей мне не хва­тало.

Так мы и рабо­тали. Нача­лась пере­стройка, потом при­шел 1991 год. В СНИИП с зарпла­тами все­гда было нормально. А тут зака­зов в инсти­туте нет, зарплаты нет. Начали в инсти­туте созда­вать малые предпри­я­тия. Соби­рать сту­лья, палатки и дру­гой раз­ный ширпо­треб. А мы-то при­выкли делать высо­ко­точ­ные науч­ные при­боры, при­чем еди­нич­ные серии. В общем, попро­бо­вали — ничего не полу­ча­ется. Все уволь­няются. Помню: при­хожу в цех, свет выклю­чен. Откры­ваю дверь, темно, свет вклю­чить некому, кроме меня. Ни одного чело­века нет… Тяже­лей тяже­лого было, до сих пор у меня это перед гла­зами стоит…. Вклю­чаю свет, за стан­ками никого нет. Ну, думаю, бро­сать все? Но не так воспи­таны были! Стали искать новые заказы. Поти­хоньку-поти­хоньку все начало двигаться. Пошли зарплаты, стали воз­вращаться люди. Потом было при­нято реше­ние воз­об­но­вить про­из­вод­ство про­дукции СНИИП. И вос­ста­но­вили про­из­вод­ство воен­ной про­дукции, затем начали вос­ста­нав­ли­вать работу по граж­дан­ским зака­зам для атом­ных станций.

У нас кар­тины висят в цеху, еще часть про­пала, а так весь цех в кар­ти­нах был! А как вы дума­ете, откуда кар­тины взя­лись? Могу ска­зать. В гор­ба­чев­ские времена допу­стили аме­ри­канцев на наше про­из­вод­ство, и один из делегации спраши­вает: пере­ве­дите, что у вас на пла­ка­тах напи­сано. А там напи­сано: если ты выпил на работе, то лиша­ешься уваже­ния кол­лек­тива, отпуска летом и три­на­дца­той зарплаты. И один из делегации спраши­вает, а что, у вас на работе пьют? Ну, ему запу­танно объяс­нили про слож­ность пере­вода, а потом вышел при­каз — всю нагляд­ную аги­тацию снять. Аги­тацию убрали, и места на сте­нах оста­лись пустыми. А у нас худож­ник был, Смир­нов, очень талант­ли­вый. Рабо­тал про­стым сле­са­рем. И он напи­сал все кар­тины. Мы закупали на свои деньги хол­сты, под­рам­ники, краски. И все стены нашего цеха вме­сто пла­ка­тов укра­си­лись пей­за­жами. Чело­века уже нет, а память о нем оста­лась. Я вам так скажу: неважно, в какой обла­сти чело­век рабо­тает; если у него есть заин­те­ре­со­ван­ность, все, что он делает — делает заме­ча­тельно!

Очень при­ятно, что в насто­ящее время в меха­ни­че­ском цехе есть сотруд­ники, кото­рым инте­ресно рабо­тать, кото­рые с душой отно­сятся к делу. Очень ценно и отрадно, что этим людям можно пере­дать свои зна­ния и верить, что дело, кото­рому ты посвя­тил жизнь, не будет оста­нов­лено, а будет только раз­ви­ваться.