Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники проекта /

Мухонько Александр Александрович

В атом­ной отрасли более 45 лет. Рабо­тал в ВФЯЦ ВНИ­ИТФ, занимал долж­ность глав­ного кон­струк­тора «Атоммаш», в насто­ящее время заме­сти­тель глав­ного кон­струк­тора - началь­ник управ­ле­ния обо­ру­до­ва­ния «ЗиО-Подольск».
Мухонько Александр Александрович

Я окон­чил Ростов­ский инсти­тут сельско­хо­зяйствен­ного маши­но­стро­е­ния, где полу­чил спе­ци­аль­ность инже­нера-при­бо­ри­ста. Прошел жест­кий отбор и был при­нят на работу в «Рос­сийский феде­раль­ный ядер­ный центр — Все­рос­сийский научно-иссле­до­ва­тельский инсти­тут тех­ни­че­ской физики имени ака­демика Е. И. Заба­ба­хина» (г. Снежинск). Там созда­ва­лись ядер­ные авиаци­он­ные бомбы, все ядер­ные ракеты для ВМФ, крыла­тые ракеты, артил­ле­рийские сна­ряды. Сна­чала рабо­тал в кон­струк­тор­ском бюро № 2. При­е­хал 1 авгу­ста, а 12 числа у меня был день рож­де­ния. И вдруг началь­ник группы всех нас собрал и зачи­тал поздра­ви­тель­ную телеграмму от моего отца. Телеграмма дошла до инсти­тута, прошла режим­ные под­раз­де­ле­ния. Я был очень удив­лен.

Конечно, я даже пред­ста­вить не мог, чем мне пред­стоит заниматься, думал, что буду изоб­ре­тать раз­лич­ные при­боры, ведь тогда инсти­тут назы­вался при­бо­ро­стро­и­тель­ным. Рабо­тали в режиме строжайшей сек­рет­но­сти. Документы шли под грифом «осо­бая важ­ность», мы гово­рили — Ольга Васи­льевна. 90 % того, чем занима­ется инсти­тут, мы не знали. Разго­воры в пере­ры­вах велись о рыбалке, поезд­ках, о работе ни слова, такие беседы не при­вет­ство­ва­лись.

В начале тру­до­вой дея­тель­но­сти я раз­ра­ба­ты­вал разъем удар­ной сты­ковки. Надо было на большой ско­ро­сти разогнать изде­лие, снять информацию в момент удара о преграду. Мы сде­лали эти разъемы, в каче­стве тормоз­ного элемента исполь­зо­вали рези­но­вые жгуты, кото­рые при­ме­ня­лись на лыжах само­ле­тов в Арк­тике. Потом решил заняться нау­кой, перешел в отдел надеж­но­сти, а затем в новый отдел пер­спек­тив­ных раз­ра­бо­ток.

Я отра­бо­тал в Снежин­ске вме­сте с женой почти 14 лет. Каж­дый год инсти­тут изго­тав­ли­вал два-три опыт­ных изде­лия: бомбы или ракеты. Прошел заме­ча­тель­ную школу, такой больше нет нигде в мире. Очень инте­рес­ная работа у меня была, но после одного из отче­тов, в кото­ром рас­счи­ты­вал оптималь­ную высоту под­рыва боепри­па­сов для эффек­тив­ного пораже­ния живой силы, я осо­знал — делаю что-то не то. И решил покон­чить с этим. Сей­час, когда смотрю фильм «Девять дней одного года», вспоми­наю инсти­тут. Под­держи­ваю связь со сво­ими кол­легами, по возмож­но­сти, бываю в Снежин­ске.

Я родом из Ростова, поэтому из Снежин­ска вер­нулся домой. Тетя моя жила в Волго­дон­ске, она и посо­ве­то­вала устро­иться на «Атоммаш». Там я рабо­тал 15 лет, сна­чала в СКБ энерге­ти­че­ского маши­но­стро­е­ния, а послед­ние 5 лет был глав­ным кон­струк­то­ром. В срав­не­нии с ядер­ным цен­тром работа на Атоммаше текла быст­рым, мощ­ным пото­ком, на нерве. Тру­ди­лись днем и ночью.

Тема­тика у нас была широ­кая — 125 позиций по наиме­но­ва­ниям изде­лий блока ВВЭР, не счи­тая спецпро­ек­тов. Был на Запо­рож­ской, Южно-Укра­ин­ской, Хмель­ниц­кой, Бала­ков­ской АЭС. Во время работы в отделе СУЗов выезжал на пус­ко­вые блоки № 1 и 2 Кали­нин­ской станции. СУЗ — система управ­ле­ния и защиты реак­тора. Я счи­таю, что это самое интел­лек­ту­аль­ное изде­лие. На «Атоммаше» мы делали один СУЗ в сутки. Изго­то­вили два с поло­ви­ной комплекта, в одном — 75 штук, каж­дый весом 550 кг. Сто­и­мость одного была сопо­ста­вима с ценой автомо­биля «Волга». В совет­ские времена это было самое выгод­ное изде­лие.

Инте­рес­ный момент, во время работы на «Атоммаше» я участ­во­вал в меж­ду­на­род­ной конфе­ренции, и нас возили на полигон, где про­хо­дили испыта­ния атом­ной бомбы, в самый эпицентр пер­вого атом­ного взрыва. Нас выпу­стили на 15 минут, чтобы избежать пре­выше­ния дозы ради­ации. Я был поражен, уви­дел послед­ствия того, чем я занимался в Снежин­ске.

Когда про­изошла ката­строфа на Чер­но­быльской АЭС, я рабо­тал на «Атоммаше». Мы днем и ночью выпол­няли сроч­ный заказ — сот­нями штук изго­тав­ли­вали спе­ци­аль­ные модули для ограж­де­ния зоны пораже­ния. После Чер­но­быльской ава­рии наступили слож­ные времена, нам ска­зали: «Выжи­вайте, как хотите». В те годы я позна­комился с гене­раль­ным дирек­то­ром «Атоммаша» Вла­ди­ми­ром Овча­ром, когда он стал дирек­то­ром «ЗиО-Подольска», то при­гла­сил меня рабо­тать на заводе.

У меня сложи­лись хорошие отноше­ния с ака­деми­ком Евге­нием Пав­ло­ви­чем Вели­хо­вым. Я позна­комился с ним во время работы на «Атоммаше». Инте­рес­ный чело­век, потря­сающий рас­сказ­чик. Мы с ним вме­сте ездили в коман­ди­ровку в Герма­нию. Обсуж­дали там без­опас­ность атом­ных станций. Он умел рас­ска­зы­вать про­сто и увле­ка­тельно о самых слож­ных вещах. Там у нас состо­я­лась встреча с мини­стром эко­логии Герма­нии в ресто­ране. Вели­хов рас­ска­зы­вал ему о термо­ядер­ной уста­новке «Токамак».

Под­держи­ваю при­я­тельские отноше­ния с Ива­ном Михай­ло­ви­чем Камен­ских. Он сей­час занимает долж­ность пер­вого заме­сти­теля гене­раль­ного дирек­тора ГК «Роса­том» — дирек­тора Дирекции по ядер­ному оружей­ному комплексу.

АЭС «Бушер» — без­условно, самая инте­рес­ная станция и свет­лая стра­ница в моей жизни. Таких про­ек­тов не было и больше не будет. Я начал заниматься про­блема­ти­кой стро­и­тельства АЭС «Бушер» с нуля, еще рабо­тая на «Атоммаше». Вошел в состав экс­перт­ной делегации рос­сийских спе­ци­а­ли­стов, участ­во­вал в перего­во­рах в Москве. За 10 лет стро­и­тельства я 36 раз побы­вал в Иране. Летишь до Теге­рана, потом еще 1000 км до Пер­сид­ского залива, а там тебя встре­чает пар­ная, летом 43-44 гра­дуса, это не пере­дать. Работа шла колос­саль­ная, но очень инте­рес­ная. Яков Тазлов, Нико­лай Зло­бин, Евге­ний Мазур и я — мы вчет­ве­ром созда­вали всю идео­логи­че­скую основу, рабо­тали над норма­тив­ной базой. Только такие чудаки как мы могли решиться взяться за этот про­ект и сде­лать. Блок уни­каль­ный, уди­ви­тель­ный, с множе­ством инте­рес­ных инже­нер­ных реше­ний в части интеграции обо­ру­до­ва­ния. Иногда думаю, неужели он рабо­тает?!

Немцы орга­ни­зо­вали вблизи станции довольно комфорт­ное жиз­нен­ное про­стран­ство: постро­или огром­ный кемпинг с кот­те­джами и шко­лой. При­езжали рабо­тать с семьями.

Хочу отме­тить, что немцы рабо­тают с разум­ной доста­точ­но­стью, выпол­няют работу строго в соот­вет­ствии с докумен­тами и пра­ви­лами, не поз­во­ляют себе ничего лиш­него. Для себя отме­тил одну инте­рес­ную тех­но­логию. Им надо было постро­ить кон­тайнмент (гермо­обо­лочку), кон­струкция напоми­нает дольки апель­сина. Сна­чала был сде­лан фун­дамент, а потом смотрю, зачем-то уста­нов­лены водо­про­вод­ные краны. Ока­за­лось, вот зачем. Они сва­рили ниж­нюю часть, кото­рая держа­лась на дере­вян­ных подпор­ках, а её надо было точно выста­вить. Они налили воду, днище всплыло и само выров­ня­лось. Тогда рабо­чие рас­ча­лили его на тро­сах и поста­вили спе­ци­аль­ные кон­струкции, кото­рые зафик­си­ро­вали днище. Затем слили воду и залили бетон.

Одним из экс­по­на­тов выставки в Манеже было ротор­ное устройство, пред­на­зна­чен­ное для сниже­ния ско­ро­сти движе­ния авиа­бомбы на тра­ек­то­рии после отде­ле­ния от само­лета-носи­теля с целью повыше­ния его защиты от поражающих фак­то­ров ядер­ного взрыва при при­ме­не­нии с малых и пре­дельно малых высот. Я рабо­тал в группе по созда­нию дан­ного устройства. Вроде бы ничего осо­бен­ного, но это надо было сде­лать.

Во время работы в Челя­бин­ске-70 серьезно занимался рал­лий­ным спор­том. Там как раз был создан клуб авто­лю­би­те­лей. Участ­во­вал в люби­тельских сорев­но­ва­ниях в Риге, Киеве, Яро­славле, Москве. Про­беги у меня были по 11 тыс. километ­ров. Имею зва­ние — кан­ди­дат в мастера спорта. У нас, я бы ска­зал, был такой интел­лек­ту­аль­ный спорт, мы нахо­дили инте­рес­ные реше­ния для слож­ных спус­ков и подъемов на холмы. У меня оста­лись об этом пери­оде самые теп­лые воспоми­на­ния.

Один из самых для меня инте­рес­ных про­ек­тов — это изго­тов­ле­ние обо­ру­до­ва­ния для блока БН-800. Сде­лали мы его хорошо, доб­ро­со­вестно. Я лично участ­во­вал в мон­таже обо­ру­до­ва­ния. Мы на месте соби­рали и укруп­няли сборки до 250 тонн в 200 мет­рах от зда­ния реак­тора, потом пере­во­зили и опус­кали в шахту. Я горжусь, что попал в этот про­ект. У нас сложи­лись хорошие отноше­ния с мон­таж­ни­ками, мы помогали друг другу. Бело­яр­ская АЭС — уди­ви­тель­ная станция.

У меня положи­тель­ное отноше­ние к атом­ной энерге­тике. Часто при­хо­дится слышать: «Атом, зачем он нам нужен?» Без него у нас энерге­тики не будет. Я занимался вет­роэнерге­ти­кой, мы даже сде­лали два вет­ряка «Радуга-1» на «Атоммаше». Ни один завод в Рос­сии не взялся, потому что обо­ру­до­ва­ние было нега­ба­рит­ное — конус­ная башня высо­той 24 метра, к кото­рой крепится шести­тон­ная гон­дола с раз­лич­ными меха­низмами и авто­ма­ти­кой, трех­лопаст­ный винт. Кон­струкция полу­чи­лась из трех секций, мас­сой 100 тонн. В пер­вой секции даже лифт был, мы его назы­вали «гене­ральский». Инте­рес­ная была работа. Пер­вый вет­ро­ге­не­ра­тор был смон­ти­ро­ван в Калмыкии, под Эли­стой. Тем не менее, счи­таю, что без атом­ных станций нам не обойтись. Без­опас­ного ничего нет, даже болт может разо­рваться. Но в атом­ной энерге­тике мне нра­вится под­ход к без­опас­ному исполь­зо­ва­нию — резер­ви­ру­ется как минимум четыре неза­ви­симых канала. Вся жизнь прошла в этой сфере, поэтому для меня все это нормально. Семья моя спо­койно отно­сится к исполь­зо­ва­нию атом­ной энергии. Это энерге­тика будущего. Если про­ект ITER пой­дет, откроются другие гори­зонты.