Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники проекта /

Мишин Василий Петрович

Мастер сварки, вете­ран ПО «Маяк». Пер­вый сварщик предпри­я­тия, полу­чивший 8-й раз­ряд. 30 лет про­ра­бо­тал брига­ди­ром сва­роч­ного участка. Кава­лер орде­нов Тру­до­вого Крас­ного Знамени и Октябрьской Рево­люции. Награж­ден зна­ком «50 лет Мини­стер­ству сред­него маши­но­стро­е­ния» и другими тру­до­выми награ­дами.
Мишин Василий Петрович

Родом я из Там­бов­ской обла­сти. Отец Петр Его­ро­вич был про­стым рабо­чим. Когда нача­лась война, отец ушел на фронт и в 1942 году под Харь­ко­вом про­пал без вести. Спу­стя много лет я стал разыс­ки­вать хоть какие-то све­де­ния об отце. Только через пять лет упор­ных поис­ков уда­лось выяс­нить, что крас­но­армеец Петр Его­ро­вич Мишин попал в окруже­ние, потом — в конц­лагерь, похо­ро­нен в Польше. Учился я хорошо, после 10-го класса с «пяте­роч­ным» атте­ста­том можно было в любой вуз поступать. Но маме, кото­рая рабо­тала тех­нич­кой в школе, было бы не под силу учить сту­дента, да еще и млад­шего брата под­нимать. Поэтому поехал в Бори­соглебск поступать в желез­но­до­рож­ное учи­лище: там учащи­еся были на пол­ном госо­бес­пе­че­нии. Вот так я и стал сварщи­ком, о чем ни дня не пожа­лел. Лучше моей про­фес­сии нет. 

В 1959 году по направ­ле­нию при­е­хал в закрытый город, меня взяли сварщи­ком в УПМ. Там была насто­ящая школа про­фес­си­о­наль­ного мастер­ства. Мы из моло­дых рабо­чих ста­но­ви­лись класс­ными масте­рами. Мон­таж­ный уча­сток, где я рабо­тал, пере­бра­сы­вали с одного завода на дру­гой. До сих пор с благо­дар­но­стью вспоми­наю своих настав­ни­ков Алек­сандра Про­копье­вича Поз­дина и Лео­нида Серге­е­вича Шити­кова. Мы варили в труб­ных кори­до­рах — это сотни мет­ров труб. Потом рабо­тали на мон­таже теп­ло­трассы от ТЭЦ до химико-метал­лурги­че­ского завода, на капи­таль­ных ремон­тах, на ава­рий­ных.

Сроч­ную службу я про­хо­дил по месту работы, то есть в УПМ. После службы перешел на «Маяк», в отдел глав­ного меха­ника (ОГМ) радио­хи­ми­че­ского завода, на уча­сток сварщи­ков. Работы у сварщи­ков все­гда доста­точно. Капи­таль­ные ремонты обо­ру­до­ва­ния — важ­ная и слож­ная задача. Кроме того что надо уложиться в сроки, во главе угла все­гда было каче­ство ремонта. А каче­ства доби­ва­лись, тре­ни­ру­ясь на образ­цах — обрез­ках труб раз­лич­ного диаметра. И усло­вия созда­вали, при­ближен­ные к реаль­ным, то есть в тес­ноте, потому как подо­браться к месту сварки бывало трудно. Там, где голова не про­ле­зала, исполь­зо­вали зер­кала, вот так и варили, глядя в зер­кало. Про поля тоже не стоит забы­вать. Тре­ни­ро­ва­лись с каким-то фана­тич­ным упор­ством. Результат — 99-100% каче­ства сты­ков!

Так уж пове­лось, что лучшие сварщики «Маяка» — в ОГМ радио­хи­ми­че­ского завода. Нам дово­ди­лось рабо­тать и на других предпри­я­тиях в раз­ных горо­дах Совет­ского Союза, и все­гда на «Маяк» потом при­хо­дили благо­дар­ствен­ные письма за каче­ствен­ную работу. Ква­лифи­кацию сварщики в то время повышали в Киеве, в Инсти­туте элек­тро­сварки имени Патона. В 1974 году я при­нимал уча­стие в кон­курсе про­фес­си­о­наль­ного мастер­ства, занял 1-е место, и тогда впер­вые на «Маяке» сварщику при­сво­или 8-й раз­ряд! В бригаде все были мастера сварки с высо­кими раз­ря­дами. Варили всё — нержа­веющую сталь, «чер­няшку», алюми­ний, пла­тину, титан. В 1979 году про­изошел неор­ди­нар­ный слу­чай. Вызы­вает дирек­тор завода Михаил Гла­дышев и гово­рит: «Надо устра­нить ава­рий­ную ситу­ацию: зава­рить трещину в тех­но­логи­че­ском узле. А подо­браться туда сложно, плюс поля». Узел важ­ный, без него тех­но­логи­че­ский процесс оста­но­вился. Место для сварки — хуже не при­дума­ешь: короб, в кото­рый надо умуд­риться залезть. Но работу я выпол­нил. За нее мне дали премию — сто руб­лей. Через неко­то­рое время в одном из тех­ни­че­ских жур­на­лов я про­чи­тал, что ана­логич­ная ситу­ация была на одном из заво­дов США. Там за подоб­ную работу сварщику запла­тили мил­лион.

На пен­сии я решил напи­сать исто­рию ОГМ радио­хи­ми­че­ского завода, чтобы там нашлось место для каж­дого, чтобы никого не забыть. В 2015 году моя книга воспоми­на­ний «Под зна­ком Проме­тея» была издана, ее выход в свет был при­уро­чен к 70-й годовщине Победы в Вели­кой Оте­че­ствен­ной войне.

Моя мечта — открытие завод­ского музея в новом помеще­нии. Есть кра­си­вый про­ект: современ­ный, тех­но­логич­ный. Руко­вод­ство завода нас, вете­ра­нов, под­держи­вает в этом начи­на­нии. Сохра­нить память о людях, кото­рые само­от­верженно тру­ди­лись и созда­вали слав­ные тра­диции, — вот что важно. Все это надо пере­дать новым поко­ле­ниям завод­чан. Работы еще много, но, уве­рен, у нас все полу­чится!