Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники проекта /

Лукьянова Римма Григорьевна

Вете­ран ФГУП «РАДОН», рабо­тала на ком­би­нате с 1964 года пройдя путь от лабо­ранта до началь­ника лабо­ра­то­рии радио­хи­ми­че­ских и физико-хими­че­ских мето­дов ана­лиза.
Лукьянова Римма Григорьевна

В НПО «Радон» я при­шла поступать на работу в январе 1964 года, будучи сту­дент­кой Заоч­ного Казан­ского химико-тех­но­логи­че­ского инсти­тута. Взяли меня лабо­ран­том 4-го раз­ряда в цех 2. Цех занимался пере­ра­бот­кой радио­ак­тив­ных отхо­дов от неядер­ного при­ме­не­ния, а при нем была небольшая лабо­ра­то­рия, обес­пе­чи­вающая изме­ре­ния и ана­лизы всех опе­раций. Из обо­ру­до­ва­ния и мате­ри­а­лов в лабо­ра­то­рии в то время име­лись лишь вытяж­ной шкаф, муфель­ная печь, весы, инди­ка­тор­ная бумага да дистил­ля­тор. А чис­лен­ность рабо­тающих состав­ляла всего три чело­века: два лабо­ранта и инже­нер. Обслужи­вали тех­но­логи­че­скую схему очистки спец­сто­ков от мытья спе­цав­то­транспорта. Парал­лельно я занима­лась науч­ной рабо­той — изу­че­нием сорбци­он­ных смол, при­ме­няющихся для очистки спец­сто­ков.

Я прошла путь от лабо­ранта до началь­ника лабо­ра­то­рии радио­хи­ми­че­ских и физико-хими­че­ских мето­дов ана­лиза, в кото­рую вхо­дили и ана­ли­тики, и спек­тральщики, и радио­хи­мики. Наша лабо­ра­то­рия была един­ствен­ной лабо­ра­то­рией на предпри­я­тии, занимающа­яся всеми мето­дами ана­лиза. Около 50 чело­век прошли школу лабо­ран­тов в этом под­раз­де­ле­нии. Полу­чив про­фес­си­о­наль­ные зна­ния, они раз­ле­та­лись по раз­ным вновь создан­ным цехам и лабо­ра­то­риям.

Наш кол­лек­тив раз­ра­бо­тал раз­лич­ные спо­собы ана­лиза, в том числе и методы опре­де­ле­ния ради­о­нук­ли­дов в объек­тах окружающей среды, в тех­но­логи­че­ских про­бах, в спец­сто­ках и т.д. По этим мето­ди­кам про­во­ди­лись ана­лизы проб с Чер­но­быльской АЭС, по ним до сих пор рабо­тают многие пункты захо­ро­не­ния радио­ак­тив­ных отхо­дов (ПЗРО) страны.

Все мои воспоми­на­ния о работе пре­жде всего свя­заны с людьми, с кото­рыми мне посчаст­ли­ви­лось тру­диться, общаться, жить, быть рядом.

Вполне есте­ственно, что, оце­ни­вая вклад в раз­ви­тие «Радона», необ­хо­димо начи­нать с Собо­лева Игоря Андре­евича, гене­раль­ного дирек­тора Мос­НПО «Радон» (1961-2004 гг.). Гово­рят: «неза­ме­нимых людей нет», а я счи­таю, что для неко­то­рых людей замены нет. К ним отношу Собо­лева И.А. и его сорат­ни­ков: Хом­чика Л.М., Баже­нова Ю.М., Сосина Н. Я. и других. Собо­лев Игорь Андре­евич, начав с нуля, с пустого места в лесу, создал пункт захо­ро­не­ния РАО и вывел его в научно-про­из­вод­ствен­ное объеди­не­ние феде­раль­ного зна­че­ния, извест­ное во всем мире. Вклад его неоспо­рим и неоце­ним. Кроме того, он помог обес­пе­чить достой­ное суще­ство­ва­ние своим сотруд­ни­кам в самое тяже­лое и жесто­кое пере­стро­еч­ное время, индек­си­руя зарплату в зави­симо­сти от галопи­рующей инфляции и никого не уволь­няя.

Самым свет­лым пери­о­дом в моей тру­до­вой дея­тель­но­сти в цехе № 4, ныне Цен­траль­ная лабо­ра­то­рия, явля­ется началь­ный период ста­нов­ле­ния цеха. Это был роман­ти­че­ский период для моло­дых атомщи­ков, когда для работы лабо­ра­то­рии постепенно были при­об­ре­тены многие ана­ли­ти­че­ские при­боры и обо­ру­до­ва­ние, а также внед­рены ана­ли­ти­че­ские инструмен­таль­ные методы ана­лиза, такие как: РН-мет­рия, пламен­ная фотомет­рия, фото­ко­ло­римет­рия, хро­ма­тография, спек­трография и др. Мы налажи­вали связи со многими инсти­ту­тами Москвы и обла­сти, занима­лись много науч­ной рабо­той.

Сей­час Цен­траль­ная лабо­ра­то­рия (руко­во­ди­тель — Р. М. Минига­лиев) обнов­лена моло­дыми спе­ци­а­ли­стами. Кол­лек­тив — спло­чен­ный, тру­до­лю­би­вый, энергич­ный. Руко­во­ди­тели ЦЛ много делают для раз­ви­тия сво­его под­раз­де­ле­ния.