Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники проекта /

Леонов Геннадий Павлович

Родился в 1940-м году. В 1965-ом, по окон­ча­нии Брян­ского инсти­тута транспорт­ного маши­но­стро­е­ния, был направ­лен на Подольский маши­но­стро­и­тель­ный завод им. Серго Орджо­ни­кидзе в службу глав­ного сварщика, кото­рую возглав­лял с 1984-го по 2000-й годы. В насто­ящее время – совет­ник глав­ного инже­нера по сварке.
Леонов Геннадий Павлович

Я родился в Брян­ске в 1940-м году. Отец рабо­тал на Брян­ском тан­ко­ре­монт­ном заводе инже­не­ром, спе­ци­а­ли­стом по холод­ной обра­ботке металла. Как только нача­лась война, завод вме­сте с семьями сотруд­ни­ков эва­ку­и­ро­вали в Бого­родск Горь­ков­ской обла­сти, на тер­ри­то­рию бывшего коже­вен­ного завода. Это нас сильно выру­чило, так как имевши­еся склады необ­ра­бо­тан­ной сви­ной кожи послужили для эва­ку­и­ро­ван­ных хорошим под­спо­рьем в труд­ное и голод­ное воен­ное время. В 44-ом завод вер­нулся в осво­бож­ден­ный Брянск. Там я окон­чил сред­нюю школу, затем Брян­ский инсти­тут транспорт­ного маши­но­стро­е­ния по спе­ци­аль­но­сти инже­нера-меха­ника сва­роч­ного про­из­вод­ства.

Поступал на днев­ное отде­ле­ние, но пер­вые пол­тора года рабо­тал сварщи­ком, а учился по вечер­ней схеме. Этому обсто­я­тельству, свя­зан­ному с реше­нием Н. С. Хрущева о при­ближе­нии инже­нер­ной подго­товки к прак­тике работы по будущей про­фес­сии, я весьма благо­да­рен, поскольку за время работы на Брян­ском заводе дорож­ных машин, где мы про­хо­дили прак­тику, вполне удо­вле­тво­ри­тельно освоил спе­ци­аль­ность сварщика руч­ной дуго­вой и полу­ав­то­ма­ти­че­ской сварки. В даль­нейшем, несмотря на удли­не­ние цикла обу­че­ния до пяти с поло­ви­ной лет, это очень при­го­ди­лось мне в моей инже­нер­ной дея­тель­но­сти.

Период инсти­тут­ской про­из­вод­ствен­ной прак­тики совпал с Кариб­ским кри­зи­сом и нас, группу сту­ден­тов, после допол­ни­тель­ной атте­стации допу­стили к выпол­не­нию моби­ли­за­ци­он­ной программы сварки транспор­та­бель­ных пус­ко­вых уста­но­вок для ракет ПВО — тех самых, одной из кото­рых впо­след­ствии на Урале был сбит само­лет Пауэрса. Почти полгода по две­на­дцать часов в день мы рабо­тали над этим зака­зом в обста­новке ожи­да­ния большой войны. Одно­временно я полу­чил офицер­ское зва­ние и, кстати, права на управ­ле­ние автомо­би­лем, поскольку этого тре­бо­вала воен­ная спе­ци­аль­ность. Так что на сегодня, если счи­тать с 1963-го года, у меня 55 лет води­тельского стажа, хотя реально за руль мне посчаст­ли­ви­лось сесть на пяти­де­ся­том году жизни после при­об­ре­те­ния по завод­ской квоте «жигу­лей»-семёрки. На этой «семерке» я, уже будучи глав­ным сварщи­ком завода и отцом большого семейства, ездил с пра­вами, полу­чен­ными ещё в сту­ден­че­ские годы, со сту­ден­че­ской фотографией. Пер­вая же встреча с инспек­то­ром ГАИ при­вела к необ­хо­димо­сти и обеща­нию сроч­ной замены дан­ного исто­ри­че­ского документа.

Огля­ды­ва­ясь на начало своей тру­до­вой дея­тель­но­сти, не могу не отме­тить, что мне очень повезло и с выбо­ром спе­ци­аль­но­сти, и с учи­те­лями, и с заво­дом, в кол­лек­тиве отдела сварки кото­рого я стал инже­не­ром. Доста­точно ска­зать, что кафед­рой сварки в Брян­ском инсти­туте руко­во­дил Ген­на­дий Дмит­ри­е­вич Шев­ченко — ближайший помощ­ник корифея оте­че­ствен­ной и миро­вой сварки, пио­нера при­ме­не­ния сварки в судо­стро­е­нии Вик­тора Пет­ро­вича Волог­дина, бывшего рек­тора Даль­не­во­сточ­ного уни­вер­си­тета, откуда в начале 30-х годов нача­лась вся наша оте­че­ствен­ная сва­роч­ная наука.

При­няли меня в отделе глав­ного сварщика хорошо. Мой пер­вый непо­сред­ствен­ный руко­во­ди­тель, Вла­ди­мир Алек­се­е­вич Шело­бод­кин, был чело­ве­ком энергич­ным и целе­устрем­лен­ным. К концу пер­вого года сотруд­ни­че­ства мы отра­бо­тали тех­но­логию и полу­чили автор­ское сви­де­тельство на спо­соб арго­но­ду­го­вой сварки труб в пово­рот­ном положе­нии. Через неко­то­рое время меня назна­чили началь­ни­ком иссле­до­ва­тельской лабо­ра­то­рии по сварке в среде защит­ных газов, что на долгие годы опре­де­лило мою спе­ци­а­ли­за­цию в отделе.

На период 60-70-х годов при­шелся расцвет службы Глав­ного сварщика ЗиО. У нас в отделе рабо­тало при­мерно 160 сотруд­ни­ков, в струк­туре отдела было пять тех­но­логи­че­ских бюро по направ­ле­ниям про­из­вод­ства и четыре иссле­до­ва­тельские лабо­ра­то­рии, а также соб­ствен­ное кон­струк­тор­ское бюро и группа спе­ци­а­ли­стов, занимающихся налад­кой, обслужи­ва­нием и ремон­том сва­роч­ного обо­ру­до­ва­ния в цехах. То есть, это была хорошая, вполне само­сто­я­тель­ная служба, и работы, кото­рые мы вели, были достойны, без ски­док, солид­ного иссле­до­ва­тельского инсти­тута. Спе­ци­а­ли­стами нашей службы созда­ва­лось современ­ное обо­ру­до­ва­ние для сварки, резки, про­из­вод­ства и обра­ботки сва­роч­ных мате­ри­а­лов, нестан­дарт­ной оснастки. В раз­ное время в ОГС рабо­тало 15 кан­ди­да­тов тех­ни­че­ских наук, начи­ная с пер­вого началь­ника отдела Гера­сименко И.Н.

Глав­ным сварщи­ком завода с 1959-го года был Свя­то­слав Нико­ла­е­вич Вивсик — талант­ли­вый инже­нер, один из моих учи­те­лей по жизни, интел­ли­гент­ный и обра­зо­ван­ный чело­век. Он начал и закон­чил Оте­че­ствен­ную войну в 1942-ом под Ста­лингра­дом, где в одном из пер­вых боёв полу­чил тяже­лейшее ране­ние и стал инва­ли­дом. Он меч­тал стать лет­чи­ком, но стал инже­не­ром-сварщи­ком, окон­чив Киев­ский поли­тех­ни­че­ский инсти­тут вме­сте с будущими руко­во­дящими работ­ни­ками ИЭС им. Е. О. Патона, но пред­ложен­ной карьере уче­ного предпо­чел работу в промыш­лен­но­сти, отпра­вившись на завод им. Орджо­ни­кидзе в Подольск. Инже­нер­ный талант, тру­до­лю­бие и ответ­ствен­ное отноше­ние Свя­то­слава Нико­ла­е­вича к работе поз­во­лили ему быстро выдви­нуться на ведущие позиции в сва­роч­ном про­из­вод­стве завода. Он был назна­чен шеф-инже­не­ром по сварке на мон­таже изго­тов­лен­ной на нашем заводе пер­вой в мире Обнин­ской АЭС. Об ответ­ствен­но­сти дан­ного назна­че­ния гово­рило то, что этот про­ект кури­ро­вал лично Л. П. Берия. Близ­кое рас­по­ложе­ние Подольска к Обнин­ску поз­во­ляло бригаде завод­ских спе­ци­а­ли­стов рабо­тать на дан­ной АЭС вах­то­вым мето­дом. После заверше­ния мон­тажа в Обнин­ске руко­во­ди­тель мон­тажа А. А. Долгий стал леген­дар­ным дирек­то­ром завода, а С. Н. Вивсик — началь­ни­ком отдела сварки. Под его начало, в твор­че­скую, това­рище­скую атмо­сферу, царившую в то время в нашем отделе, я и попал после инсти­тута. В 1979-ом я был назна­чен заме­сти­те­лем глав­ного сварщика, а ещё через пять лет сме­нил Свя­то­слава Нико­ла­е­вича на его посту.

Глав­ной моей спе­ци­а­ли­за­цией была сварка в среде защит­ных газов — это целое семейство сва­роч­ных тех­но­логий, свя­зан­ных со свар­кой непла­вящимся и пла­вящимся элек­тро­дом — и я занимался в основ­ном этим: свар­кой труб в пово­рот­ном и непо­во­рот­ном положе­ниях, свар­кой тру­бопро­во­дов, при­вар­кой труб к труб­ным дос­кам.

Занимался атом­ной тема­ти­кой, теп­ло­вой энерге­ти­кой, энерго­уста­нов­ками для атом­ных под­вод­ных лодок, в меньшей степени — бро­не­вой тех­ни­кой и метал­ло­кон­струкци­ями.

Осо­бенно запом­ни­лось выпол­не­ние заказа по атом­ной под­лодке про­екта «Альфа», для кото­рого мы с кол­легами из лабо­ра­то­рии и КБ ОГС раз­ра­бо­тали соб­ствен­ный, довольно удач­ный авто­мат для обварки труб в труб­ных дос­ках паро­ге­не­ра­тора. Сроч­ность и ответ­ствен­ность заказа выну­дила нас с кол­ле­гой по лабо­ра­то­рии В. Нови­ко­вым сво­ими руками зава­рить два паро­ге­не­ра­тора в рам­ках внед­ре­ния соб­ствен­ной раз­ра­ботки.

Атом­ные сило­вые уста­новки в лод­ках про­екта «Альфа» состав­ляли одно целое с сило­вым корпу­сом. При взгляде на гото­вый сило­вой блок воз­ни­кало чув­ство гор­до­сти за оте­че­ствен­ную науку и промыш­лен­ность, настолько изящ­ной и кра­си­вой была эта слож­нейшая в тех­ни­че­ском отноше­нии кон­струкция. Да и вся под­лодка была уни­каль­ной, до сих пор никем не пре­взой­ден­ной по своим ходо­вым каче­ствам и возмож­но­стям.

Не менее слож­ной была задача раз­ра­ботки мето­дов обварки труб в труб­ных дос­ках паро­ге­не­ра­тора к реак­тору — раз­множи­телю на «быст­рых» нейтро­нах БН-600. Она была обу­слов­лена очень жест­кими тре­бо­ва­ни­ями по каче­ству и рабо­чему сече­нию швов. На ее реше­ние мы и сварщики ОКБ «Гид­ропресс» на кон­курс­ной основе потра­тили почти пять лет и создали по вари­анту тех­но­логии, дошед­шему до промыш­лен­ного внед­ре­ния. Внед­ре­нию завод­ского вари­анта уже по ходу выпол­не­ния заказа спо­соб­ство­вали труд­но­сти реа­ли­за­ции более слож­ной «гид­ропрес­сов­ской» тех­но­логии и то, что с помощью мини­стер­ства нам уда­лось при­об­ре­сти в США необ­хо­димое для осуществ­ле­ния соб­ствен­ной раз­ра­ботки сва­роч­ное обо­ру­до­ва­ние.

С. Н. Вивсик настоял на моем уча­стии в при­емке дан­ного обо­ру­до­ва­ния, и в 1975-ом году мы были коман­ди­ро­ваны в США, город Нэшвилл, штат Тен­неси, вме­сте с пред­ста­ви­те­лем ЦНИ­ИТМАШ д.т.н. А. Е. Руно­вым, про­вели там доста­точно много времени, почти два месяца, вклю­чая не только при­емку, но и дора­ботки обо­ру­до­ва­ния. В принципе, нам там очень понра­ви­лось. При­нимавшая нас фирма «Мер­рик Инжи­ни­ринг» ока­за­лась небольшой, отноше­ния сложи­лись това­рище­скими и дове­ри­тель­ными. Сотруд­ники фирмы ста­ра­лись раз­влечь нас, по оче­реди при­глашали в гости на выход­ные, но при этом пре­дупре­ждали, чтобы мы нигде на ули­цах не гово­рили по-рус­ски, потому что отноше­ние к СССР на юге тогдаш­ней Аме­рики было не очень друже­ским. В рам­ках дан­ной коман­ди­ровки нам уда­лось побы­вать на голов­ной, извест­ной в мире сва­роч­ной фирме «Мил­лер Элек­трик» и позна­комиться со вдо­вой ее осно­ва­теля г-жой Мил­лер. Пла­ни­ро­вавшийся визит на предпри­я­тие, профиль кото­рого соот­вет­ство­вал нашему про­из­вод­ству, реа­ли­зо­вать не уда­лось. Как сообщили наши контр­агенты, отказ был вызван выпол­не­нием сек­рет­ного заказа для аме­ри­кан­ских атом­ных под­ло­док.

Что каса­ется заказа БН-600, то жизнь дока­зала пре­имуще­ства завод­ской тех­но­логии заделки труб в труб­ные доски, в том числе по пока­за­те­лям экс­плу­а­таци­он­ной надеж­но­сти. Новую, более мощ­ную энерге­ти­че­скую уста­новку БН-800 про­ек­ти­ро­вали и изго­тав­ли­вали уже с уче­том накоп­лен­ного опыта. Соб­ствен­ная раз­ра­ботка более современ­ного авто­мата для обварки труб ока­за­лась весьма совершен­ной и отлично пока­зала себя при изго­тов­ле­нии паро­ге­не­ра­тора для этого, самого надеж­ного и круп­нейшего в мире энерго­блока с реак­то­ром на «быст­рых» нейтро­нах. Рабо­тая над выпол­не­нием зада­ний по теп­ло­вой, атом­ной энерге­тике и обо­рон­ной тема­тике, сварщики завода, как и весь кол­лек­тив завод­чан, в 70-80 годы ощущали свою лич­ную при­част­ность к реше­нию общего­су­дар­ствен­ных про­блем, свя­зан­ных с борь­бой за пер­вен­ство с ведущими зару­беж­ными энерге­ти­че­скими корпо­раци­ями в наи­бо­лее слож­ных и нау­ко­ем­ких обла­стях тех­ники, и стиму­лами полу­че­ния результа­тов были не только мате­ри­аль­ные блага. Часто без при­нуж­де­ния при­хо­ди­лось рабо­тать не покла­дая рук, сверх­урочно и не счи­та­ясь с празд­нич­ными днями. Одна­жды, в период мак­сималь­ной загрузки про­из­вод­ства зака­зом БН-600, я, в нару­ше­ние тру­до­вого рас­по­рядка, в празд­нич­ный день 1-го мая про­ник на завод, минуя про­ход­ную, так как не преду­смот­рел соот­вет­ствующего оформ­ле­ния про­пуска на этот день и на выходе был нака­зан — вече­ром на про­ход­ной у меня ото­брали про­пуск.

Хорошим при­ме­ром для всех нас также явля­лась само­от­вержен­ная, ква­лифици­ро­ван­ная и достой­ная под­ража­ния работа дирекции, руко­во­ди­те­лей про­из­вод­ства и тех­ни­че­ских служб завода, направ­лен­ная на каче­ствен­ное и свое­времен­ное выпол­не­ние госу­дар­ствен­ных зада­ний. На таких зака­зах, как БН-600, АПЛ «Альфа», осво­е­нии про­из­вод­ства обо­ру­до­ва­ния ВВЭР для АЭС, кот­лов на закри­ти­че­ские параметры в пол­ной мере про­явился орга­ни­за­тор­ский талант наших руко­во­ди­те­лей, осо­бенно В. Г. Овчара, Л. С. Чубаря и многих других.

Высо­кие достиже­ния завод­чан в выпол­не­нии важ­ных госу­дар­ствен­ных зака­зов не ока­зы­ва­лись неза­ме­чен­ными со сто­роны госу­дар­ствен­ных и пар­тий­ных орга­нов. Орде­нами и меда­лями были награж­дены многие сварщики и инже­неры ОГС. В связи с пус­ком в промыш­лен­ную экс­плу­а­тацию блока БН—600 я в составе группы участ­ни­ков также был награж­ден меда­лью «За тру­до­вую доб­лесть».

Работу службы Глав­ного сварщика завода нельзя рас­смат­ри­вать без тес­ного и посто­ян­ного кон­такта с голов­ными мате­ри­а­ло­вед­че­скими инсти­ту­тами по нашей тема­тике: НПО ЦНИ­ИТМаш в Москве, ЦНИИ КМ «Проме­тей» в Ленинграде и неко­то­рых других. От них полу­чали новые пред­ложе­ния по тех­нике и тех­но­логии, им давали зада­ния на раз­ра­ботки. Многие про­блемы и непри­ят­но­сти, кото­рые у нас бывали, а это в жизни неиз­бежно, мы рас­смат­ри­вали со спе­ци­а­ли­стами голов­ных орга­ни­за­ции и вме­сте искали выходы из слож­ных тех­ни­че­ских ситу­аций. Кроме того, вме­сте с ними мы рабо­тали над отрас­ле­вой норма­тив­ной докумен­тацией. Зна­ком­ство и тес­ное сотруд­ни­че­ство с ведущими уче­ными миро­вого уровня спо­соб­ство­вало общему высо­кому уровню завод­ских раз­ра­бо­ток. Леген­дар­ные уче­ные, пер­вые выпуск­ники Даль­не­во­сточ­ного тех­ни­че­ского уни­вер­си­тета, кото­рых подго­то­вил Вик­тор Пет­ро­вич Волог­дин — Любав­ский Кон­стан­тин Васи­лье­вич, Гельман Алек­сандр Самой­ло­вич и их знаме­ни­тые после­до­ва­тели Н.М.Новожи­лов, Э.С.Слепак, Р.А.Коз­лов, В.Н.Зем­зин, А.Е.Рунов, А.С.Зуб­ченко и многие другие не только создали целые направ­ле­ния миро­вой сва­роч­ной науки, но и прак­ти­че­ски реа­ли­зо­вали их в промыш­лен­но­сти и на нашем предпри­я­тии. Ещё раз с благо­дар­но­стью вспомню препо­да­ва­те­лей кафедры сварки в моём род­ном инсти­туте и ее руко­во­ди­теля Г. Д. Шев­ченко — он тоже был выпуск­ни­ком ДВТУ, при­чем одним из трёх пер­вых инже­не­ров-сварщи­ков СССР.

В твор­че­ской атмо­сфере осво­е­ния новой про­дукции и дело­вого сотруд­ни­че­ства с уче­ными в пол­ной мере про­явился инже­нер­ный талант руко­во­ди­те­лей и спе­ци­а­ли­стов сва­роч­ного про­из­вод­ства завода. Еще пред­во­ен­ные раз­ра­ботки Д. П. Сологуба и И. Н. Гера­сименко заложили основы тех­но­логии про­из­вод­ства неф­те­хи­ми­че­ского обо­ру­до­ва­ния. Работы С. В. Фил­липенко, А. И. Бон­да­рева, С.Ф.Богу­шев­ского, В. А. Шело­бод­кина, В.Е.Заве­де­ева и многих других вете­ра­нов ОГС ЗиО полу­чили при­зна­ние не только в отрасли энерго­маши­но­стро­е­ния, но и в целом спо­соб­ство­вали прогрессу сва­роч­ной тех­ники в 70-80-е годы. К сожа­ле­нию, о многих созда­те­лях завод­ской сва­роч­ной службы и ее достиже­ний сегодня при­хо­дится гово­рить в прошед­шем времени.

Прогресс тех­ники, все­общая компью­те­ри­за­ция и интер­нет суще­ственно изме­нили профиль работы и тре­бу­емые про­фес­си­о­наль­ные каче­ства современ­ного инже­нера. Но сварка как процесс во многих слу­чаях плохо под­да­ется «машин­ной» логике и, несмотря на совершен­ство­ва­ние тех­ники, оста­ется искус­ством, а потому достиже­ния наших пред­ше­ствен­ни­ков рано сда­вать в музей. До сих пор инту­иция, мастер­ство и осо­бое чело­ве­че­ское каче­ство сварщика форми­ро­вать шов, пред­ви­деть по наруж­ной поверх­но­сти сва­роч­ной ванны состо­я­ние ее обрат­ной сто­роны оста­ется искус­ством, доступ­ным не всем. Прак­тика обу­че­ния сварщи­ков сви­де­тельствует о том, что уме­ние, доступ­ное одному, оста­ется недо­стижимым для другого даже после дли­тель­ной тре­ни­ровки, а потому работа с метал­лом издавна, еще с древ­них времен счи­та­лась магией. Современ­ная тех­ника, программ­ное управ­ле­ние упрощают труд сварщика, но пол­но­стью роль мастер­ства и искус­ства в этой спе­ци­аль­но­сти, оче­видно, не смогут исклю­чить из прак­тики работы еще долгие годы.

Несмотря на древ­ние истоки, по насто­ящему сварка начала раз­ви­ваться только в конце XIX века и начало этому направ­ле­нию тех­но­логии положили изоб­ре­те­ния наших уче­ных И. Н. Бенар­доса и Н. Г. Сла­вя­нова. К сожа­ле­нию, тра­дици­он­ное рос­сийское отсут­ствие «коммер­че­ской жилки» при­вело к тому, что наи­бо­лее современ­ное обо­ру­до­ва­ние для реа­ли­за­ции рос­сийских идей мы при­об­ре­таем за рубежом, в том числе на швед­ской фирме ESAB, создан­ной современ­ни­ком Н. Г. Сла­вя­нова Оска­ром Кьель­бергом и успешно действующей на рынке сва­роч­ного обо­ру­до­ва­ния и мате­ри­а­лов более 100 лет.

Уме­ние наших зару­беж­ных кол­лег дово­дить до совершен­ства новые, в том числе чужие идеи, явля­ется не един­ствен­ным пово­дом для заим­ство­ва­ния их опыта. Еще одним важ­ным направ­ле­нием совершен­ство­ва­ния сбо­рочно-сва­роч­ного про­из­вод­ства явля­ется внед­ре­ние меж­ду­на­род­ных принци­пов его орга­ни­за­ции. Это направ­ле­ние в нашей стране тра­дици­онно нахо­ди­лось на обо­чине тех­ни­че­ского прогресса еще с соци­а­ли­сти­че­ских времен. Пер­вым пово­дом для нашего инте­реса к дан­ной про­блеме стало то обсто­я­тельство, что на зару­беж­ных фирмах-ана­логах чис­лен­ность инже­нер­ного пер­со­нала в обла­сти сварки ока­за­лась в разы меньше. Реше­ние о заим­ство­ва­нии меж­ду­на­род­ного опыта орга­ни­за­ции про­из­вод­ства воз­никло после нескольких зару­беж­ных коман­ди­ро­вок спе­ци­а­ли­стов ОГС, пре­жде всего заме­сти­теля Глав­ного сварщика Я. Я. Тазлова. Реа­ли­за­ция иници­а­тивы по пере­ходу на веде­ние тех­но­логи­че­ской докумен­тации, системы обо­зна­че­ний и дело­про­из­вод­ства согласно тре­бо­ва­ниям орга­ни­за­ци­он­ных стан­дар­тов ISO по сва­роч­ному про­из­вод­ству в конце 80-х годов стала пред­ме­том нашей гор­до­сти.

В этой связи вспоми­на­ется опыт моего уча­стия в составе делегации Минэнерг­шо­маша в совеща­ниях с заказ­чи­ками АЭС «Лови­иза», Фин­лян­дия, по рас­смот­ре­нию норма­тив­ной базы ее изго­тов­ле­ния. Только много лет спу­стя мы поняли, что заказ­чик без­успешно пытался состы­ко­вать рос­сийские стан­дарты с нормами ASME, о кото­рых в то время ни один из рос­сийских участ­ни­ков перего­во­ров не имел пред­став­ле­ния. Жизнь заста­вила нас позд­нее и вне связи с зака­зом «Лови­иза» атте­сто­вать про­из­вод­ство по нормам ASME, а в 1994 году — по нормам TUV. Зару­беж­ные заказ­чики помогли сварщи­кам ЗиО понять и научиться при­ме­нять общепри­знан­ные в мире принципы орга­ни­за­ции про­из­вод­ства, раз­ра­ботки и атте­стаций тех­но­логий и пер­со­нала сва­роч­ного про­из­вод­ства.

Это уме­ние поз­во­лило нам успешно выпол­нить заказ по поставке теп­ло­обмен­ных аппа­ра­тов для завода по сжиже­нию при­род­ного газа «Саха­лин-2» с при­ем­кой по нормам ASME, а также целый ряд зака­зов котель­ной тема­тики с при­ем­кой инспекцией TUV, в том числе кот­лов-ути­ли­за­то­ров мусора в Герма­нию. В связи с при­ня­тым пра­ви­тельством РФ реше­нием о стро­и­тельстве мусо­ро­сжига­тель­ных заво­дов по запад­ному инжи­ни­рингу и с уче­том соб­ствен­ной готов­но­сти рабо­тать по при­знан­ным зару­беж­ным норма­тив­ным базам рас­счи­ты­ваем быть основ­ными испол­ни­те­лями будущего заказа пра­ви­тельства Мос­ков­ской обла­сти на сооруже­ние нескольких заво­дов такого типа.

Имеющи­еся сер­тифи­кации завода ока­за­лись вос­тре­бо­ваны также и на выпол­не­нии зака­зов для атом­ной энерге­тики. Пре­жде всего речь идет об АЭС «Хан­хи­киви» в Фин­лян­дию, на кото­рой сва­роч­ное про­из­вод­ство ЗиО ока­за­лось наи­бо­лее подго­тов­лен­ным из большого коли­че­ства рос­сийских субпод­ряд­чи­ков с точки зре­ния работы по системе меж­ду­на­род­ных стан­дар­тов. В пер­спек­тиве ана­логич­ные тре­бо­ва­ния будут предъяв­ляться и при выпол­не­нии зака­зов АЭС «Пакш» в Венгрию, «Аккую» в Турцию и, оче­видно, других кон­трак­тов, поскольку эта тен­денция будет нарас­тать в усло­виях гло­ба­ли­за­ции тре­бо­ва­ний к про­дукции ответ­ствен­ного назна­че­ния.

То, что мы разо­бра­лись с меж­ду­на­родно при­знан­ной системой орга­ни­за­ции, тех­но­логи­че­ской подго­товки сбо­рочно-сва­роч­ного про­из­вод­ства и реа­ли­зо­вали ее на своём про­из­вод­стве, очень при­го­ди­лось в период промыш­лен­ного спада «лихих» 90-х годов, когда всё начало сыпаться, когда при­ш­лось в очень зна­чи­тель­ной мере сокращать отдел Глав­ного сварщика. Люди в основ­ном были очень ква­лифици­ро­ван­ные, но, к сожа­ле­нию, многое обру­ши­лось в нашей жизни, при­хо­ди­лось резать по живому….

Сего­дняш­ний отдел сварки ЗиО имеет чис­лен­ность около 40 чело­век. По нынеш­ним тре­бо­ва­ниям, с уче­том уровня загрузки предпри­я­тия он справ­ля­ется со сто­ящими зада­чами и в основ­ном сохра­нил накоп­лен­ный за 90-лет­нюю исто­рию раз­ви­тия научно-тех­ни­че­ский потенциал.

В заклю­че­ние сле­дует отме­тить, что, к сожа­ле­нию, многие в нашей стране, в том числе над­зор­ные органы и пра­ви­тельствен­ные орга­ни­за­ции, занимающи­еся про­блемами тех­ни­че­ского регу­ли­ро­ва­ния, не понимают насто­я­тель­ной необ­хо­димо­сти пере­хода на прямое при­ме­не­ние общепри­знан­ных меж­ду­на­род­ных стан­дар­тов орга­ни­за­ци­он­ного профиля в сва­роч­ном про­из­вод­стве, чем обре­кают оте­че­ствен­ную промыш­лен­ность на само­изо­ляцию, избыточ­ную затрат­ность выпол­не­ния тре­бо­ва­ний зако­но­да­тельства о Тех­ни­че­ском регу­ли­ро­ва­нии и сниже­ние кон­ку­рен­то­спо­соб­но­сти рос­сийской про­дукции на миро­вом рынке. Речь идёт о том, как разумно орга­ни­зо­вать про­из­вод­ство, а не о каких либо мифи­че­ских затра­тах на пере­ход на зару­беж­ные стан­дарты. Рос­сия — член ISO и стан­дарты этого меж­ду­на­род­ного органа стан­дар­ти­за­ции не должны быть для рос­сийской промыш­лен­но­сти «чужими». И сей­час я в отделе сварки как раз и занимаюсь тем, что пытаюсь оста­вить своим сменщи­кам внут­рен­ние документы, регламен­ти­рующие пере­ход на пол­ноцен­ное при­ме­не­ние этих стан­дар­тов в надежде на то, что здра­вый смысл вос­торже­ствует и в нашей отрасли, и в рос­сийской промыш­лен­но­сти в целом .