Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники проекта /

Коряков Владимир Иванович

Вете­ран отрасли. Работу на АЭХК начи­нал кла­довщи­ком, в 1962 году стал инже­не­ром, в 1965 году – старшим инже­не­ром. С 1988 г. - руко­во­ди­тель группы, с 1995 г. – началь­ник лабо­ра­то­рии кон­троля каче­ства.
Коряков Владимир Иванович

Родился я в городе Яран­ске Киров­ской обла­сти, в семье не бед­ной — папа был дирек­то­ром МТС. Но чет­ве­рых детей он рас­тил в строго­сти. Счи­тал, что каж­дый должен идти своим путем и начи­нать с нуля. Будучи отлич­ни­ком, я про­никся роман­ти­кой больших после­во­ен­ных строек и науч­ных достиже­ний. И в 13 лет сбежал из дома учиться аж в Вор­куту. Как добрался до север­ного города — отдель­ная исто­рия. Похоже, есть в этом что-то ломо­но­сов­ское. Но экза­мены в гор­ный тех­ни­кум сдал на отлично. Правда, когда при подаче докумен­тов выяс­ни­лось, что мне еще нет 14 лет, разго­релся скан­дал. Таких детей даже в совет­ское время в тех­ни­кумы не брали. Но я пустил слезу, ска­зал, что обратно ехать не на что… И был зачис­лен на отде­ле­ние гор­ной элек­троме­ха­ники. Домой вер­нулся летом, на кани­кулы. Отец ругать не стал. Ведь сын уехал про­би­вать себе дорогу.

Под­рас­тая, успел пора­бо­тать в шахте. До сих пор вспоми­наю, что в забое гово­рили таким высо­ким рус­ским языком, какого потом не слышал — ведь рабо­тали там репрес­си­ро­ван­ные про­фес­сора из лучших вузов страны… На тех­ни­куме не оста­но­вился, поступил в гор­ный инсти­тут. Но, про­учившись один курс, понял: под землю больше не тянет. Хочется в небо! Летать — так летать. Талант­ли­вому чело­веку все по плечу. И стал кур­сан­том Казан­ского лет­ного учи­лища. Четыре года летал, в том числе и на ответ­ствен­ные бое­вые зада­ния. Но по воле слу­чая одна­жды небо закры­лось для меня навсе­гда. В тот зло­счаст­ный день должны были состо­яться пока­за­тель­ные выступ­ле­ния выпуска лет­чи­ков. И вдруг испор­ти­лась погода. Рекомен­до­вали не лететь. Но кто ж оста­но­вит моло­дых да ран­них… Риск обер­нулся бедой. Двое ребят погибли. Меня, еле живого, сняли с дерева и увезли в госпи­таль. На ноги под­няли. Но чело­век в штат­ском, при­шед­ший в боль­ницу, ска­зал: меняй про­фес­сию на граж­дан­скую. Это был при­го­вор. Я собрался и поехал в Москву — поступать в вуз. И поступил в только что открывшийся МИФИ на факуль­тет промыш­лен­ной элек­тро­ники. Однако роман­тика не остав­ляла. И, отучившись немного на днев­ном отде­ле­нии, пере­велся на заоч­ное и рва­нул на стройку века — в тайгу. В будущий Ангарск.

В сен­тябре 1957 года устро­ился кла­довщи­ком на стро­ящийся поч­то­вый ящик 79. Полу­чил место в ком­нате на чет­ве­рых в общежи­тии в 107 квар­тале. Помню свое пер­вое «бое­вое зада­ние» на ком­би­нате — сопро­во­дить сырье­вой гек­сафто­рид урана для уста­новки на испа­ре­ние. Положили в гру­зо­вик 8 бал­ло­нов емко­стью 160 лит­ров и повезли в только что открывшийся пер­вый корпус элек­тро­лиз­ного завода. Довезли без при­клю­че­ний. Я прыг­нул через борт автомо­биля. А из цеха какой-то большой муж­чина выхо­дит: «Ну чего, заяц, сига­ешь через борт?». — «Да у меня при­вычка, я лет­чик, после Казан­ского учи­лища». — «У нас пры­гать не положено. Впредь будь осто­рожен». И в цех зашел. Пару минут спу­стя я узнал — это был сам Новокше­нов, дирек­тор предпри­я­тия. Занесли сырье внутрь цеха, а там, кроме дирек­тора, — целая «толпа быва­лых»: началь­ник стройки, глав­ный инже­нер Иван Парах­нюк и другие. Тут пылу-то поуба­ви­лось…

Учиться в Москве было пре­стижно. Но дорога была даль­ней, а город дорогим. Поэтому, как только в Иркут­ском тех­ни­че­ском инсти­туте открылась такая же спе­ци­аль­ность, оформил туда пере­вод. А в 1962 году, как закон­чил учебу, стал инже­не­ром. В 1965 году — старшим инже­не­ром, в 1988-м — руко­во­ди­те­лем группы, в 1995-м — началь­ни­ком лабо­ра­то­рии кон­троля каче­ства (сегодня — Цен­траль­ная лабо­ра­то­рия ком­би­ната). В конце тру­до­вого пути в моем под­чи­не­нии рабо­тали 60 чело­век.

Карьер­ный рост был не дутым, а насто­ящим, тру­до­вым. Иначе было нельзя — ведь лабо­ра­то­рия делала серьез­нейшую работу, от кото­рой зави­сел весь про­из­вод­ствен­ный процесс. Осо­бенно тяжело дался всему про­из­вод­ству 1963 год. Тогда мас­сово выхо­дили из строя уста­новки. Шли рас­се­че­ния в тех­но­логи­че­ской цепочке, гек­сафто­рид урана смеши­вался с водой. Что делать — не знали. Тех­но­логия новая, тогда еще не опро­бо­ван­ная. Лабо­ра­то­рия рабо­тала на износ — брали и брали ана­лизы, искали рас­се­че­ния. Целый год шла борьба за ком­би­нат. Набрали еще людей, серьезно уве­ли­чили штат. И с огром­ным тру­дом все раз­решили. В 1964 году всему предпри­я­тию впер­вые дали премию за хорошие результаты работы.

После этого как-то все уста­ка­ни­лось. Рабо­тали, учи­лись. Каж­дый год ездили на стажи­ровки в раз­ные города. В том числе и за гра­ницу. Осо­бенно запом­ни­лась поездка в Лон­дон в начале девя­но­стых… Были и достиже­ния, и про­блемы. И конечно, жили пол­ной жиз­нью. Обще­ствен­ная жизнь тоже была на пере­до­вой, меня как бывшего лет­чика по-преж­нему тянуло к при­клю­че­ниям. И на про­из­вод­стве нашел еди­номыш­лен­ни­ков. Хит шести­де­ся­тых — туризм! В горы рва­нули все. В том числе и работ­ники лабо­ра­то­рии АЭХК. Первую поездку помню до сих пор. Поехали на четырех маши­нах на Мунку-Сар­дык. Машины были ред­ко­стью, поэтому среди экс­пе­диции ока­за­лись и самые высо­копо­став­лен­ные лица ком­би­ната, в том числе глав­ный инже­нер Иван Парах­нюк, чело­век воен­ный, суро­вый. Но, как ока­за­лось, нерав­но­душ­ный к горам.

Начи­нающие тури­сты выса­ди­лись из машин и пошли… через монгольскую гра­ницу. Прошли три километра и попа­лись монгольским погра­нич­ни­кам. А те аре­сто­вали неза­дач­ли­вых поко­ри­те­лей гор и сообщили в КГБ: мол, ваши под­опеч­ные нару­шили поря­док. Из КГБ позво­нили на ком­би­нат Вик­тору Новокше­нову. В итоге через три дня нас выпу­стили. И окры­лен­ные меч­та­тели радостно рва­нули домой! Это уже потом, узнав, как и что положено оформ­лять, группа тури­стов из лабо­ра­то­рии обошла весь Бай­кал, Кав­каз, была на Эльбрусе. Палатки на месяц ста­но­ви­лись нашим род­ным домом. Еще я увле­кался нумизма­ти­кой, фила­те­лией. И даже бабо­чек ред­ких соби­рал. Фанаты таких же увле­че­ний нашлись и на ком­би­нате. Так что было с кем часами обсуж­дать и крыла­тых кра­са­виц, и новые марки. Ходили (правда, в каче­стве зри­те­лей) с дру­зьями и на КВН. Дружил с леген­дой этого жанра на АЭХК — Ста­сом Девя­то­вым, кото­рый писал сце­на­рии для игр. Он хоть и тех­нарь, а любую ситу­ацию мог так зарифмо­вать, что народ хохо­тал до слез…