Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники проекта /

Кокорев Роберт Владимирович

Более 30 лет про­ра­бо­тал на реак­тор­ном про­из­вод­стве ГКХ, где прошёл путь от инже­нера управ­ле­ния реак­то­ром до заме­сти­теля началь­ника смены. Заяд­лый турист, путеше­ствен­ник, автор сти­хов, посвящён­ных кол­легам-атомщи­кам.
Кокорев Роберт Владимирович

Я выпуск­ник куз­ницы атом­ных кад­ров — физико-тех­ни­че­ского факуль­тета Том­ского поли­тех­ни­че­ского инсти­тута, при­шёл в атом­ную отрасль в 1967 году. Начи­нал на ЭХЗ (г. Зеле­ногорск), три года спу­стя был пере­ве­дён в Крас­но­ярск-26, на гид­роме­тал­лурги­че­ский (ныне реак­тор­ный) завод ГХК.

В город я впер­вые попал в авгу­сте 1970 года. Сол­неч­ный день был, когда, прогу­ли­ва­ясь и осмат­ри­ва­ясь, срав­ни­вал Крас­но­ярск-26 с Крас­но­яр­ском-45, откуда только что при­был пере­во­дом, и Том­ском-7, где побы­вал на прак­тике, обу­ча­ясь раз­де­лять изо­топы урана.

Вла­ди­мир Нико­ла­е­вич Кибо, началь­ник цеха, казался совсем моло­дым чело­ве­ком, хотя ему в то время было 34 года. Внима­тель­ный и доступ­ный, он не при­ди­рался по мело­чам, тре­буя строгого понима­ния сути тех­но­логи­че­ского процесса. К нему можно было общаться на «ты», это было нормально: он воспри­нимался, как опыт­ный про­фес­си­о­нал и кол­лега, а не как офици­аль­ное долж­ност­ное лицо. Това­рище­ская атмо­сфера мне очень понра­ви­лась.

Нико­лай Фёдо­ро­вич Луко­нин, дирек­тор завода — чело­век слова и дела: таким он мне казался в то время. Вот при­мер. Одна­жды, когда я рабо­тал в смену с 8 до 14, меня при­гла­сили к прямому теле­фону дирек­тора. Нико­лай Федо­ро­вич спро­сил меня о моих жилищ­ных усло­виях. Я рас­ска­зал, что живём с женой у това­рища, что дочь и тёща «сидят на чемо­да­нах» в «род­ствен­ном» закрытом городе. После небольшой паузы слышу: «Я поста­раюсь тебе помочь. Не звони, через недельку сам тебя найду». Через деся­ток дней семья соеди­ни­лась и спра­вила ново­се­лье в двух­ком­нат­ной «хрущёвке» на улице Моло­дёж­ной.

Зато и тре­бо­ва­тель­ным был он, мой пер­вый дирек­тор, будущий министр. Рабо­тая заме­сти­те­лем началь­ника смены, одна­жды я в пер­вые минуты заглу­ше­ния реак­тора на ППР раз­решил отклю­чить компен­са­торы объёма пер­вого кон­тура, хотя ещё не был закон­чен так назы­ва­емый тре­ни­ро­воч­ный подъём. В результате моего «зевка» про­изошла опрес­совка пер­вого кон­тура, ава­рий­ная защита сра­бо­тала от сиг­нала пре­выше­ния дав­ле­ния. На «раз­боре полё­тов» я мям­лить не стал, при­знал, что совершил оплош­ность. Луко­нин выслушал внима­тельно, слегка улыб­нулся и про­из­нёс: «Ну, вижу, что понял. Однако премии за этот месяц не полу­чишь». Что ж, все пра­вильно и спра­вед­ливо.

Мы понимали, что рабо­таем на обо­рону, на заводе царила атмо­сфера сек­рет­но­сти. Я, как и все, давал подписку о неразглаше­нии. В то время была в ходу легенда, что мы в горе делаем вело­сипеды! Даже мама и отец не знали, где и кем рабо­тает их сын. О зару­беж­ных поезд­ках и не меч­тали. И всё же одна­жды этот запрет уда­лось пре­одо­леть. В 1974 году я и мой това­рищ Вален­тин Кукис задумали мах­нуть из зимы в лето — из Вла­ди­во­стока на Филиппин­ские ост­рова. Когда об этом узнали режим­ники, раз­ра­зился скан­дал: «Вы что, не зна­ете, где рабо­та­ете?» Мы сто­яли на своём: визы не тре­бу­ется, корабль — тер­ри­то­рия СССР. Пошли на приём к глав­ному инже­неру ГХК Юрию Волжа­нину, и он помог решить вопрос. Вояж состо­ялся.

Да, многое ушло в прошлое. Старшие това­рищи по реак­тору все давно на заслужен­ном отдыхе, а кого-то уже нет в живых. Благо­даря современ­ным сред­ствам связи, пери­о­ди­че­ски есть возмож­ность уви­деть и услышать Евге­ния Шиш­лова, живущего в Сла­ву­тиче на Укра­ине; Петра Семи­доц­кого с ЛАЭС, бывшего старшего инже­нера управ­ле­ния; Вале­рия Антипьева с Игна­лин­ской АЭС, бывшего началь­ника смены АДЭ-2.

Реак­тор, кото­рому каж­дый из нас отдал много времени, здо­ро­вья и сил, ныне оста­нов­лен, но не забыт. Реак­тор­ный завод — это то место, кото­рое нас объеди­няло и про­должает объеди­нять по сей день. Наши встречи и дружба про­должаются, а зва­ние «реак­торщик» с тихой гор­до­стью по-преж­нему теп­лится в наших душах.