ГлавнаяКнижник А. С. → Любимый ледокол - «Россия»

Книжник Александр Самуилович

В 1969 г. окончил Московский институту электронного машиностроения по специальности радиоинженер. Является кандидатом технических наук. В СНИИПе с 1972 года. Профессиональный путь начинал с должности инженера, затем старшего инженера, затем стал начальником группы. Был ведущим специалистом отдела в области разработки аппаратуры систем радиационного контроля, заместителем главного конструктора по разработке комплекса радиационного контроля КАРК-03 и главным конструктором по разработке комплекса радиационного контроля КАРК-04 «Полоний», занимался аппаратными средствами информационно-измерительных систем для судов с ядерными энергетическими установками. Автор и соавтор ряда научных статей и докладов, имеет изобретения. Награжден медалью «300 лет Российского флота».

Любимый ледокол - «Россия»

В отрасль я пришел в 1972 г, у меня были знакомые познакомившие меня с начальником лаборатории, я остался и работаю здесь уже более 40 лет. Сначала мы занимались системами автоматизированного проектирования, первая моя большая работа была связана с системами внутриреакторного контроля. Мы делали устройство отображения информации, фактически это был первый дисплей, который был сделан в СНИИПе. Проект был разработан для Нововоронежской станции, после чего он был тиражирован на другие АЭС.  Следующим этапом моей работы стали системы радиационного контроля для   судов с ядерными энергетическими установками. И в настоящее время большинство гражданских атомных судов ходит с аппаратурой, разработанной при моем непосредственном участии. Практически все действующие атомоходы, кроме последнего – «50 лет Победы» оснащены нашей СНИИПовской аппаратурой. Сейчас я работаю над системами радиационного контроля для плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС), строящейся на «Балтийском заводе» в Петербурге. Вкратце-  это мои главные дела в нашей отрасли.

При этом, сами мы на ледоколах ходили достаточно редко. Я принимал участие в ходовых  испытаниях ледокола «Россия» – это был первый серийный ледокол, на базе которого были построены такие суда, как «Советский Союз» и «Ямал». В настоящее время из этой серии в работе остался один «Ямал». Кроме того в эксплуатации находятся мелкосидящие ледоколы «Таймыр» и Вайгач», а также атомный лихтеровоз   «Севморпуть», который, после долгого ремонта сейчас снова вышел в море.  Аппаратура радиационного контроля, установленная на этих судах модернизирована нами в 2003 – 2008 гг.

Из корифеев, хотя это слово на мой взгляд достаточно тяжелое, я был близко знаком с Пологих Борисом Григорьевичем, лауреатом многочисленных премий и Героем соцтруда. Его работы  явились основой  для  разработки защиты ядерных установок, применявшихся  на всех атомных ледоколах,  начиная с  первого атомного ледокола «Ленин». Очень спокойный, интеллигентный человек, от которого можно было научиться   не только профессиональным знаниям, но и тому, как вести переговоры, спокойно и аргументированно объяснять свою позицию. Из наших институтских руководителей, я бы отметил Игоря Сергеевича Крашенинникова, заместителя  директора по науке, который курировал мою первую работу по внутриреакторном контролю, и потом мы довольно часто взаимодействовали. Человек очень технически грамотный, он умел быстро и грамотно решать вопросы и находить нестандартные выходы из сложных ситуаций – качество, которым обладали далеко не все руководители. Так же сильное влияние на мое формирование как специалиста оказал начальник отдела, в котором я начинал работу в СНИИПе - Белов Александр Филиппович. Спортсмен, заслуженный мастер спорта, он научил меня быстро и жестко реагировать на требования заказчика бороться за свое мнение и в то же время находить компромиссное решение. Любая разработка – это поиск компромисса между желанием и возможностью. Желания и возможности всегда не совпадают, при этом, ресурсы на реализацию, как правило ограничены, но, как правило, компромисс находится всегда.

Системы радиационного контроля на судах и атомных станциях различаются, и прежде всего по объемам. Реактор АЭС гораздо большей мощности чем на судне. Но самое главное различие – это автономность. Когда ледокол уходит в плавание, он минимум 4 месяца не попадает в порт. Поэтому система должна работать надежно и требовать минимального обслуживания соответствующим рабочим персоналом. Еще одно отличие – площадь судна небольшая, поэтому оборудование требуется компактное. Время также накладывает свой отпечаток на требования к системам радиационного контроля. Если раньше служба радиационного контроля на корабле составляла в среднем 10 человек, то сейчас их численность сокращена до трех человек. Отчасти, это обусловлено повышением надежности работы атомной энергетической установки на судне, но в то же время обеспечивается высокой надежностью аппаратуры радиационного контроля и оптимизацией организации взаимодействия персонала службы с данной аппаратурой .

Мой самый «любимый» ледокол – это, конечно, самый первый ледокол, на котором была установлена система, сделанная с моим участием – «Россия»!   Экипаж, который пришел на  «Россию» с ледокола «Ленин» многому научил меня: и в части организации работы экипажа с нашей аппаратурой и в части организации ее обслуживания.. К сожалению, в настоящее время,  устанавливая нашу аппаратуру  на ПАТЭС,  нам приходится самим учить экипаж  основам организации радиационного контроля на судах.

А самый сложный, с которым случались все неприятности, которые только могли быть, – это ледокол «Таймыр». Началось это на этапе его  постройки, а строился этот ледокол в Финляндии. При монтаже нашей системы финны применили новую технологию монтажа, но, когда ледокол привели на достройку на «Балтийский завод» выяснилось, что монтаж не выдержал перехода и его полностью пришлось переделывать. Неприятность продолжились на этапе пуска ядерной установки, когда мы обнаружили, что из-за ошибки проектанта под помещением, где была установлена наша аппаратура, проложен трубопровод и температура в помещении достигала 50 градусов.  После начала штатной работы ледокола при проведении учебной пожарной тревоги и включении пожарной сигнализации наша аппаратура дала команду на сброс стержней для остановки реактора. Но мы, к счастью, быстро разобрались в чем дело – оказалось причина в заводском браке в группе  блоков детектирования. И это далеко не весь перечень неприятностей, с которыми мы столкнулись на этом ледоколе.

Вообще, когда приезжаешь на ледоколы на пуско-наладочные работы или на техническое обслуживание, не знаешь, что тебя ожидает, каков объем работы, но сроки почти всегда строго ограничены и поэтому работать приходится не по  8 часов в сутки, а гораздо больше. Раньше, когда гостиниц было мало и они были для нас недоступны мы жили в общагах. И время, остававшееся после работы, уходило на то, чтобы добраться от завода до общаги, немного поспать и снова отправляться работать.

У меня два сына. Один программист. Трудно сказать насколько его работа совпадает с моей специальностью… Я тоже занимаюсь программированием, но это не основная часть моей работы. Второй – физик, работает в Курчатовском институте, но и его работа так же отличается от моей. Но, по крайней мере, оба они «технари». С моей женой мы кончали один институт, и, отчасти, она занималась похожей с моей работой. Но сейчас она уже на пенсии. Если говорить об увлечениях – это музыка: авторская песня, джаз… но это как, говорится, по мере возможностей…

Если говорить о качестве управления в 70-80-х годах и сегодня – то его просто нельзя сравнивать. Сейчас к оценке работы предъявляются абсолютно другие критерии: упор делается на прибыль. И с одной стороны это понятно и правильно. Но очень многое зависит от верно выстроенной стратегии. Если предприятие будет гнаться за сиюминутной прибылью, не вкладывая деньги в перспективные разработки, то какое-то время оно будет «на коне», но потом потеряет свой рынок. И если в Советском Союзе у СНИИПа конкурентов внутри страны не было, то сегодня они есть, и они, зачастую, нас обходят. Другой вопрос, насколько они решают сиюминутные задачи и на сколько смотрят в будущее. Если говорить о СНИИПе, я не столь компетентен, чтобы давать оценки, но по моему глубоко субъективному мнению, стоило бы больше вкладываться в перспективные, стратегические разработки.

Еще одна сложность – излишняя забюрократизированность. Для разработчика сегодня получить новую комплектацию и использовать ее в новой серийной аппаратуре – большая проблема. Чтобы получить комплектацию необходимо проводить тендер, на что уходит изрядное количество времени. А без новых комплектующих мы не можем проектировать современную аппаратуру – возникает задержка во времени. Я понимаю, зачем нужны тендеры, но, как разработчику мне от этого легче не становится. Только процесс заключения договора может длиться чуть ли не год. Поэтому, в этом отношении нам стало тяжелее. Помимо этого, с моей субъективной точки зрения в отрасли становится меньше квалифицированных людей. Приходят новые кадры, которые, мягко говоря, не всегда понимают специфику ядерного  приборостроения. А это не правильно! Есть опыт зарубежных корпораций таких, как Apple или Hullet-Packard, когда в эти корпорации приходили «эффективные менеджеры», а затем, не поняв специфику  этих корпораций,  с позором уходили. И не дай бог мы к этому придем.  В СНИИПе мощная экономическая служба, есть директор по экономике, но директора по науке сейчас нет. Делается упор на серийное производство, а не на   новые разработки. И это, по моему мнению, -  ошибка. Если смотреть на Запад, то в стоимости серийной аппаратуры, более 50 % это стоимость патентов, ноу-хау. Даже в мобильном телефоне Apple 85 % стоимости - это доход Apple за ее интеллектуальную собственность, а 15 % остается китайцам за производство физической оболочки. Необходимо уделять внимание новым разработкам и это, в дальнейшем должно привести к большей эффективности аппаратуры и, как следствие – к большей прибыли. Но это не просто – ведь каждая отрасль имеет свою специфику и свои законы…

 

 

 


Предприятия: Атомфлот (ФГУП), ГК "Росатом", Нововоронежская АЭС, СНИИП (АО «Специализированный научно-исследовательский институт приборостроения»)

Персоналии: Пологих Б.Г., Белов А.Ф.