Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники проекта /

Калашников Николай Павлович

Док­тор физико-матема­ти­че­ских наук, про­фес­сор, заве­дующий кафед­рой общей физики МИФИ (стаж препо­да­ва­ния 56 лет). Автор тео­рии жест­кого элек­тро­маг­нит­ного излу­че­ния быст­рых заряжен­ных кана­ли­ро­ван­ных частиц в моно­кри­стал­лах. Автор более 210 печат­ных науч­ных работ и более 10 монографий, 9 автор­ских сви­де­тельств, более 20 учеб­ных посо­бий. Награж­ден орде­ном «За заслуги перед МИФИ».
Калашников Николай Павлович

Я препо­даю физику в высшей школе 56 лет. С начала 1960-х сту­денты прак­ти­че­ски не изме­ни­лись, разве что стали более праг­ма­тич­ными. Все взвеши­вают с точки зре­ния лич­ной выгоды — исхожу из того, как трудно найти людей на вакан­сии моей кафедры. При­гла­сить моло­дежь стоит больших уси­лий — надо заин­те­ре­со­вать мате­ри­ально. На других кафед­рах та же ситу­ация. А в 1970-х годах быть препо­да­ва­те­лем уни­вер­си­тета счи­та­лось пре­стиж­ным, выпуск­ники вузов меч­тали об этой долж­но­сти, о зарплате никто и не думал.

Вве­де­ние еди­ного госэк­за­мена при­вело к тому, что школь­ни­ков не обу­чают физике, а натас­ки­вают на уга­ды­ва­ние ответа. 10 лет назад мы ввели кон­троль аби­ту­ри­ен­тов, поступающих в МИФИ по результа­там ЕГЭ. В сен­тябре пер­во­курс­ни­кам пред­лага­ется 10 задач по всем темам школь­ной программы по физике, кото­рые тре­буют реше­ния в бук­вен­ном и чис­лен­ном виде. Результаты пер­вой про­верки суще­ственно отли­ча­лись от оце­нок ЕГЭ: сред­ний балл уменьшился почти в пол­тора раза. Либо за лето они забыли, что знали, либо их подго­товка остав­ляла желать лучшего. Мы никого не отчис­лили, но выдали школь­ным учи­те­лям рекомен­дации, на какие раз­делы сле­дует обра­тить внима­ние при подго­товке старше­класс­ни­ков. Сей­час ситу­ация лучше. Результаты вход­ного кон­троля почти совпа­дают с результа­тами ЕГЭ. Думаю, это свя­зано с изме­не­нием отноше­ния обще­ства к тех­ни­че­ским нау­кам. Если раньше инте­рес аби­ту­ри­ента был направ­лен на эко­номику и юрис­пру­денцию, то сегодня он пере­клю­ча­ется на тех­ни­че­ские спе­ци­аль­но­сти. С каж­дым годом подго­товка улучша­ется.

Раньше препо­да­ва­ние на кафедре общей физики МИФИ велось по пяти­том­ному учеб­нику. В начале 2000-х я решил осо­време­нить курс и напи­сал с кол­легами новый учеб­ник. Программу общей физики уложили в два тома. Информация подана концен­три­ро­ванно, но инте­ресно, много иллю­страций и при­ме­ров. Сей­час по новому учеб­нику препо­дают в МИФИ и Физ­техе.

Чтобы удержать внима­ние ауди­то­рии, препо­да­ва­тель должен быть акте­ром. В каж­дой моей лекции есть «изюм» — факты, кото­рые уди­вят или рас­смешат сту­ден­тов. Это хорошо снимает напряже­ние. Вот вы зна­ете, что физик Исаак Нью­тон долгое время конфлик­то­вал с физи­ком Робер­том Гуком? Гук утвер­ждал, что это он пер­вым открыл закон все­мир­ного тяго­те­ния, а Нью­тон, занимавший пост пре­зи­дента английской ака­демии наук, при­пи­сал открытие себе.

На заня­тиях прошу сту­ден­тов напи­сать формулу сча­стья, исполь­зуя тео­рию размер­но­сти. Для начала опре­де­ляем, в чем изме­ря­ется сча­стье. Обычно сту­денты гово­рят про деньги, здо­ро­вье, любовь или ста­тус. Допу­стим, меряем в деньгах. Тогда думаем, от чего зави­сит этот фак­тор. Постепенно можно выве­сти формулу. Это многофак­тор­ная, неод­но­знач­ная задача. Для себя я пока не решил, в чем мерить сча­стье. Не хва­тает времени на такую задачу.

Нобе­лев­ский лау­реат Ричард Фейнман ска­зал: «Если вы уче­ный, кван­то­вый физик, но не можете в двух сло­вах объяс­нить пяти­лет­нему ребенку, чем вы занима­е­тесь, — вы шар­ла­тан». Он абсо­лютно прав. Все­гда можно найти про­стые слова, чтобы архи­слож­ные вещи, кото­рые делаются на перед­нем крае науки, были понятны и инте­ресны любому слуша­телю. Смешно, но каж­дый раз перед чте­нием пер­вой лекции на новом потоке вол­нуюсь: а вдруг они больше меня знают? Поэтому перед 1 сен­тября я откла­ды­ваю все дела и уси­ленно готов­люсь к лекции.

Сту­денты пишут про меня отзывы в интер­нете: «Препод шикар­ный, но сдать сложно». Или: «Лас­ко­вый, но зверь». С послед­ним опре­де­ле­нием не могу согла­ситься. Я не звер­ствую, а ста­раюсь объек­тивно оце­ни­вать зна­ния. Строг лишь с теми, кто поль­зу­ется шпаргал­ками. В прошлую зим­нюю сес­сию отпра­вил на пере­сдачу почти поло­вину маги­стран­тов. Что при­кажете делать, если они пред­мет не знают? Потом пере­сдают по несколько раз. В лиде­рах рейтинга сту­дент, кото­рый при­хо­дил на пере­сдачу семь раз и в конце концов полу­чил заслужен­ную тройку. Правда, с воз­рас­том я стал сен­тимен­таль­нее. Понял, что у сту­ден­тов помимо физики есть и другие про­блемы. Надо соизме­рять физику и все осталь­ное.

Моя про­фес­си­о­наль­ная дея­тель­ность скла­ды­ва­ется из трех частей. Пер­вым делом идет наука — это свя­тое. Потом — педагоги­че­ская работа, потом — адми­ни­стра­тив­ная, кото­рую я назы­ваю своей свя­той обя­зан­но­стью. В науч­ном сообще­стве есть мне­ние, что вузы должны учить, а не заниматься нау­кой. Я с этим не согла­сен. Когда препо­да­ва­тель занима­ется нау­кой, он являет собой при­мер для под­ража­ния, а зна­чит, имеет мораль­ное право препо­да­вать. Если вы оста­вили науку и лишь препо­да­ете, то ста­но­ви­тесь мето­ди­стом и цитат­ни­ком. В таком слу­чае вам лучше учить детей в сред­ней школе.

Основ­ное направ­ле­ние моей науч­ной работы — вза­и­мо­действие заряжен­ных частиц с моно­кри­стал­лами. Пока речь идет о фун­дамен­таль­ных вещах. Если у вас име­ется лазер­ный пучок одной частоты, то после про­хож­де­ния через кри­сталл и вза­и­мо­действия с элек­трон­ным пуч­ком частота может изме­няться в несколько раз.

На прак­тике это можно исполь­зо­вать в био­логи­че­ских и медицин­ских целях. К при­меру, пучок элек­тро­маг­нит­ного излу­че­ния может затормажи­вать деле­ние кле­ток либо стиму­ли­ро­вать их деле­ние. Мы экс­пе­римен­ти­ро­вали с хра­не­нием облу­чен­ных про­дук­тов без пониже­ния темпе­ра­туры. Полу­чи­лось, что масло и кол­басу можно хра­нить при ком­нат­ной темпе­ра­туре.

Недавно выпол­няли инте­рес­ную задачу для пиво­ва­рен­ной компа­нии «Бал­тика». Опре­де­ляли частоту и интен­сив­ность элек­тро­маг­нит­ного излу­че­ния для уси­ле­ния раз­множе­ния дрож­же­вых гриб­ков и уско­ре­ния процесса при­го­тов­ле­ния пива. Мы выпол­нили свои рас­четы, но про их судьбу я ничего не знаю. Обыч­ная ситу­ация. Уче­ные все­гда побоку, когда идет коммер­че­ское внед­ре­ние.

Думаю, будущее — за вза­и­мо­действием искус­ствен­ного интел­лекта и чело­века. Все, что делает чело­век, может делать и компью­тер, только гораздо быст­рее. Вопрос — как уско­рить мыс­ли­тель­ный процесс чело­века при помощи компью­тера? Как создать обрат­ную связь между корой голов­ного мозга и компью­те­ром? С одной сто­роны — науч­ная про­блема. С дру­гой — гума­ни­тар­ная. Вдруг компью­тер окажется умнее?

Физика помогает мне сохра­нять инте­рес к окружающему миру. Иногда я ловлю себя на мысли, что есть при­род­ные явле­ния, не имеющие адек­ват­ной физи­че­ской интер­пре­тации. Напри­мер, я до конца не понимаю, почему при закате появ­ля­ется зеле­ное све­че­ние. При всем своем обра­зо­ва­нии не могу постро­ить адек­ват­ную модель, кото­рая объяс­нила бы, что там, на небе, про­ис­хо­дит…