Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники проекта /

Горбунова Ольга Викторовна

Окон­чила МИФИ. Рабо­тает на заводе радио­ак­тив­ных изо­топов ПО «Маяк» с 1988 года. Прошла тру­до­вой путь от дозимет­ри­ста до заме­сти­теля глав­ного инже­нера завода по про­из­вод­ству.
Горбунова Ольга Викторовна

Еще будучи сту­дент­кой, я начала рабо­тать дозимет­ри­стом на заводе радио­ак­тив­ных изо­топов на ком­би­нате «Маяк». Там я поняла, что такое работа с радио­ак­тив­ными мате­ри­а­лами, полу­чила навыки орга­ни­за­ции ради­аци­он­ного кон­троля про­из­вод­ства. После окон­ча­ния МИФИ меня назна­чили инже­не­ром-тех­но­логом цепочки по про­из­вод­ству угле­ро­да‑14. Тогда я уже в пол­ной мере про­чув­ство­вала реаль­ное про­из­вод­ство, при моем уча­стии была смон­ти­ро­вана и вве­дена в экс­плу­а­тацию принци­пи­ально новая уста­новка. С 1999 года я руко­во­дила этим участ­ком, к угле­ро­ду‑14 доба­ви­лось про­из­вод­ство источ­ни­ков иони­зи­рующего излу­че­ния на основе цези­я‑137. Я научи­лась вза­и­мо­действию с ино­стран­ными спе­ци­а­ли­стами, при­об­рела опыт орга­ни­за­ции про­из­вод­ства с уче­том меж­ду­на­род­ных тре­бо­ва­ний.

В 2017 году глав­ный инже­нер завода пред­ложил мне возгла­вить про­из­вод­ственно-тех­ни­че­ский отдел, ПТО. Это было совершенно новое для меня дело. Но я уже четко понимала, из чего скла­ды­ва­ется про­из­вод­ствен­ный процесс, как его орга­ни­зо­вать. И пред­ложе­ние при­няла. При­об­рела новый большой опыт — осо­бенно в руко­вод­стве рабо­тами для реа­ли­за­ции гос­кон­трак­тов по вывозу РИТЭГов. Сей­час я заме­сти­тель глав­ного инже­нера завода по про­из­вод­ству и точно знаю: на моем жиз­нен­ном пути был важен каж­дый шаг, каж­дая ступенька.

Я убеж­дена, что руко­во­ди­те­лями рож­даются. У меня в под­чи­не­нии было много людей, но среди них лишь еди­ницы могли бы стать управ­лен­цами. Это те, кто имеет ана­ли­ти­че­ский ум, спо­со­бен момен­тально при­нимать реше­ние, орга­ни­зо­вать любой процесс, рабо­тать на опе­реже­ние. Руко­во­ди­тель должен быть лиде­ром. Чтобы собрать хорошую команду, нужно, чтобы тебя уважали. Дал слово — гаран­ти­ро­ванно сдержи, пообещал — выполни. Это тоже дано далеко не каж­дому. Любому чело­веку при­ятно общаться с насто­ящими про­фес­си­о­на­лами. Руко­во­ди­тели-настав­ники учили меня действо­вать так, чтобы все цели были кон­крет­ными, а задачи четко сформу­ли­ро­ван­ными. Только в этом слу­чае можно добиться успеха. Я ста­раюсь стро­ить свою работу с пер­со­на­лом на этих принци­пах.

С дет­ства я занима­лась спор­том, пере­про­бо­вала многое: лег­кую атле­тику, пла­ва­ние, лыжи. Их в итоге и выбрала. Спорт — это дис­ци­плина, поря­док и пол­ная само­от­дача. Про­думы­ва­ешь каж­дый шаг, без устали отта­чи­ва­ешь тех­нику, нама­ты­ва­ешь сотни километ­ров, чтобы к глав­ному старту быть в наи­лучшей форме и состя­заться с лучшими из лучших. Кстати, врачи мне одна­жды ска­зали, что с видом спорта я ошиб­лась. Дело в том, что по своим физи­че­ским дан­ным и натуре я не стайер, а сприн­тер. Никогда не могла долго выжи­дать на дистанции. Но упор­ство выра­бо­тало у меня пси­хо­логи­че­скую стой­кость, спо­соб­ность рас­кры­вать лучшие каче­ства в непро­стых обсто­я­тельствах, сохра­нять спо­койствие, доби­ваться большего, чем ожи­да­ешь. В секции лыж­ных гонок я удержа­лась благо­даря тре­нер­скому кол­лек­тиву, тру­до­лю­би­вым дев­чон­кам и маль­чиш­кам, с кото­рыми я тре­ни­ро­ва­лась и сопер­ни­чала. Да, на тре­ни­ров­ках было тяжело, но это про­хо­дило, а радость обще­ния оста­ва­лась. Мы ходили в тури­сти­че­ские походы, ездили на сорев­но­ва­ния, сборы. Наша дружба про­должа­ется. В спор­тив­ном лагере я позна­коми­лась с будущим мужем, он тоже спортс­мен, выпол­нил норма­тив КМС по тяже­лой атле­тике.

Когда мне пред­ложили руко­вод­ство про­из­вод­ственно-тех­ни­че­ским отде­лом, я взяла паузу, чтобы пого­во­рить с семьей. Мы собрали совет. Папа, мама, мой муж и брат ска­зали: «Ты сможешь». Нам при­ш­лось много чего пере­стро­ить и в плане домаш­них обя­зан­но­стей, но все полу­чи­лось. Я читала отзывы о себе в интер­нете. Люди писали, что, видимо, у меня нет семьи, раз я так пре­дана про­из­вод­ству. У меня пре­крас­ная семья, двое сыно­вей, есть внук. Да, на боль­нич­ных с детьми я сидела редко. Помогали бабушки. Семья для меня все­гда на пер­вом месте. И девоч­кам, кото­рые со мной рабо­тают, я говорю, что карьера — это пре­красно, но дети пре­жде всего.

Сыно­вья мои уже взрос­лые, живут в Москве. Мы каж­дый день разго­ва­ри­ваем по теле­фону, они по возмож­но­сти при­езжают в Озерск. Внука каж­дый год в отпуск заби­раю к себе. Я счаст­лива, когда моим близ­ким хорошо. Помню, папе было уже 80 лет, я поехала с ним и c мамой на море. Какое сча­стье было смот­реть на роди­те­лей, на то, какое удо­вольствие они полу­чали от отдыха! Так что быть женщи­ной-руко­во­ди­те­лем — вовсе не зна­чит отка­заться от семьи и житейских радо­стей.

Оба моих сына окон­чили физ­тех МИФИ, жена одного — МИФИ, другого — Бауманку, все имеют отноше­ние к отрасли. А дина­стия нача­лась с моих роди­те­лей. Они позна­коми­лись в 1962 году на заводе радио­ак­тив­ных изо­топов. Отец много лет был началь­ни­ком цеха, мама — тех­ни­ком-дозимет­ри­стом. Мои брат и муж тоже рабо­тают на «Маяке». За годы работы мы делали много инте­рес­ных про­ек­тов, но самые ответ­ствен­ные — по гос­кон­трак­там на вывоз РИТЭГов с Даль­него Востока, из Вилю­чин­ска и с Новой Земли. Это было принци­пи­ально новое направ­ле­ние для нашего завода. Транспор­ти­ровка такого груза через всю страну — само по себе бес­преце­дент­ное событие. В пер­вом слу­чае нужно было орга­ни­зо­вать доставку по желез­ной дороге и на авто­транспорте, в двух других — на авто, по желез­ной дороге и морю, а с Новой Земли еще и вер­то­лет­ная пере­возка с внеш­ней под­вес­кой. «Ты еще уви­дишь, что такое Баренцево море», — ска­зал мне глав­ный инже­нер «Атомфлота» Олег Дар­би­нян.

Мы шли на Новую Землю на теп­ло­ходе «Сереб­рянка», а потом я впер­вые в жизни летела на вер­то­лете. Мы долго гото­ви­лись, никак не могли выле­теть — не поз­во­ляла погода. Там все­гда так: сей­час солнце, а через пять минут ветер, туман и ничего не видно. Про­ра­ба­ты­вали все возмож­ные сце­на­рии, ведь пред­сто­яло лететь над горами и Баренце­вым и Кар­ским морями. На борту вер­то­лета я понимала: может быть все что угодно. Боя­лась ли я? Навер­ное, да. Но муж­чины — воен­ные, лет­чики, моряки, с кото­рыми мы выпол­няли эту работу, — все были про­фес­си­о­на­лами, и я им пол­но­стью дове­ри­лась. А вари­ант руко­вод­ства из каби­нета даже не рас­смат­ри­вала. Это был инте­рес­ный, важ­ный и полез­ный опыт.

Перед коман­ди­ров­ками я все­гда читаю о месте, куда еду. Это инте­ресно, дает возмож­ность гово­рить с кол­легами не только о работе. Ты сразу рас­по­лага­ешь к себе чело­века, когда зна­ешь исто­рию его города, зна­ешь, что у него спро­сить. Везде ста­раюсь посмот­реть достопри­ме­ча­тель­но­сти, схо­дить в музей. Пока шли на Новую Землю, обсуж­дали, как инте­ресно в Мурман­ске, что там можно посмот­реть. И кто-то из команды «Сереб­рянки» ска­зал, что на Новой Земле есть кра­е­вед­че­ский музей. И мы туда попали. Это заме­ча­тель­ный современ­ный музей, открытый, кстати, при уча­стии «Роса­тома». Очень инте­рес­ные экс­по­наты. Нам рас­ска­зали, как раз­ви­ва­лась Новая Земля, чем она жила и живет. Все, кто там бывает, остав­ляют памят­ную вещь, мы тоже оста­вили мини-подарки от «Маяка». Орга­ни­зо­вал музей и занима­ется им заве­дующий Домом офице­ров, он много лет живет на краю земли и столько знает об этих местах того, что не про­чи­тать в книгах. Чело­век пре­дан сво­ему делу. Это еще раз под­твер­ждает то, в чем я уве­рена, о чем все­гда гово­рила и говорю: в любом деле все решают люди.