Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники проекта /

Фадеев Евгений Алексеевич

Глав­ный кон­струк­тор обо­ру­до­ва­ния для АЭС «ЗиО-Подольск» с 1968 по 1973 и с 1992 по 1998 годы. Руко­во­дил ста­нов­ле­нием кон­струк­тор­ско-экс­пе­римен­таль­ного отдела: в корот­кий срок собрал кол­лек­тив, кото­рый мог раз­ра­бо­тать про­ект любого обо­ру­до­ва­ния для АЭС с пол­ным научно-иссле­до­ва­тельским обос­но­ва­нием. Под его руко­вод­ством и при непо­сред­ствен­ном уча­стии выпол­нены тех­ни­че­ские и рабо­чие про­екты для большой номен­кла­туры теп­ло­обмен­ного обо­ру­до­ва­ния для АЭС, изго­тав­ли­ва­емого на заводе. Лау­реат Госу­дар­ствен­ной премии СССР, кан­ди­дат тех­ни­че­ских наук. Автор более 35 изоб­ре­те­ний и патен­тов. Награж­ден орде­ном Тру­до­вого Крас­ного Знамени, нагруд­ным зна­ком «Ака­демик И. В. Кур­ча­тов» 4 степени, имеет зва­ние «Лучший изоб­ре­та­тель энерге­ти­че­ского маши­но­стро­е­ния», 1977 г.
Фадеев Евгений Алексеевич

Начну с предыс­то­рии. Атом­ной энерге­ти­кой ЗиО начал заниматься с 1946 года с обра­зо­ва­нием при заводе ОКБ «Гид­ропресс». Поста­нов­ле­нием Совета Народ­ных Комис­са­ров СССР от 28 января 1946 года при Подольском маши­но­стро­и­тель­ном заводе имени Орджо­ни­кидзе было предпи­сано создать «Осо­бое кон­струк­тор­ское бюро по кон­струкциям гид­ро­па­ропрес­со­вого обо­ру­до­ва­ния (сокращенно ОКБ «Гид­ропресс»). Началь­ни­ком и Глав­ным кон­струк­то­ром был назна­чен Борис Михай­ло­вич Шол­ко­вич. Назва­ние ОКБ «Гид­ропресс» не соот­вет­ство­вало целе­вой дея­тель­но­сти Бюро и было дано в целях соблю­де­ния сек­рет­но­сти.

Поста­нов­ле­нием ЦК КПСС и Совета Мини­стров СССР от 11 ноября 1963 г. ОКБ «Гид­ропресс» было выве­дено с ЗиО и пере­дано в веде­ние Гос­коми­тета по исполь­зо­ва­нию атом­ной энергии СССР. Фак­ти­че­ски пол­ное выде­ле­ние ОКБ ГП от ЗиО про­изошло в фев­рале 1964 года.

Далее, события раз­ви­ва­лись таким обра­зом, что между ОКБ «Гид­ропресс» и заво­дом все больше появ­ля­лось раз­ногла­сий. Кон­струк­торы ОКБ все реже бывали в цехах завода. Замед­ля­лось тех­но­логи­че­ское согла­со­ва­ние кон­струк­тор­ской докумен­тации, задержи­ва­лось оформ­ле­ние кар­то­чек отступ­ле­ний от докумен­тации, осо­бенно, что каса­лось дефек­тов, допущен­ных в процессе изго­тов­ле­ния обо­ру­до­ва­ния. Созре­вала идея созда­ния соб­ствен­ного завод­ского кон­струк­тор­ского бюро.

В 1967 году я вер­нулся на завод из инсти­тута тео­ре­ти­че­ской и при­клад­ной меха­ники Сибир­ского отде­ле­ния Ака­демии наук, где про­ра­бо­тал с 1961 по 1966 год заме­сти­те­лем дирек­тора — глав­ным инже­не­ром у ака­демика Хри­сти­а­но­вича С.А. — дирек­тора этого инсти­тута.

Долгий Алек­сей Арсен­тье­вич — дирек­тор ЗиО при­нял меня, пред­ложив долж­ность заме­сти­теля глав­ного инже­нера по экс­пе­римен­таль­ным рабо­там. В то время мед­ленно шло стро­и­тельство так назы­ва­емого «стен­до­вого корпуса», пред­на­зна­чен­ного для про­ве­де­ния экс­пе­римен­таль­ных работ по котель­ной тема­тике и для паро­вого котла с пере­да­чей от него пара в Экс­пе­римен­таль­ный корпус ОКБ «Гид­ропресс» (ОКБ ГП).

Двой­ной инте­рес к стен­до­вому корпусу созда­вал массу допол­ни­тель­ных согла­со­ва­ний, раз­де­ле­ния ответ­ствен­но­сти, реше­ния вопро­сов со стро­и­те­лями, вопро­сов при­ема и хра­не­ния поступавшего обо­ру­до­ва­ния, при­бо­ров, меха­низмов, мате­ри­а­лов. Долгий А. А. и решил назна­чить меня ответ­ствен­ным по всем вопро­сам стро­и­тельства этого корпуса и раз­ви­тия экс­пе­римен­таль­ных работ на заводе по котель­ной тема­тике. В то время уже рабо­тала спе­ци­аль­ная лабо­ра­то­рия по экс­пе­римен­таль­ным рабо­там под руко­вод­ством Липеца Адольфа Уше­ро­вича. Она была в составе кон­струк­тор­ского отдела (КО-1).

С моим при­хо­дом на завод лабо­ра­то­рия пере­шла во вновь орга­ни­зо­ван­ный отдел КО-3. Это про­изошло 13 июля 1967 года по при­казу Долгого А. А. № 427. Окон­ча­тель­ное оформ­ле­ние КО-3 про­изошло 7 декабря 1967 по при­казу №693 дирек­тора ЗиО Долгого А. А. В даль­нейшем мне уда­лось уго­во­рить Долгого А. А. при­нять в КО-3 Артемова Льва Нико­ла­е­вича, бывшего работ­ника ОКБ «Гид­ропресс» и рабо­тавшего по моей рекомен­дации у ака­демика Хри­сти­а­но­вича С.А. глав­ным кон­струк­то­ром.

Орга­ни­за­ция КО-3 про­хо­дила в борьбе с Мини­стер­ством и пар­тий­ными орга­нами, от кото­рых должно было быть полу­чено согла­сие на новые штат­ные еди­ницы. Мне помогали Долгий А. А. и Сапож­ни­ков А.И. (началь­ник Главка Мини­стер­ства, бывший глав­ный тех­но­лог завода), а по пар­тий­ной линии — сек­ре­тарь парт­кома завода Его­ров Ю.А.

Артемов Лев Нико­ла­е­вич, как опыт­нейший кон­струк­тор и руко­во­ди­тель, был назна­чен, как и Липец А. У., моим заме­сти­те­лем. С при­хо­дом Артемова Л. Н. тема­тика КО-3 была расши­рена до соб­ствен­ной раз­ра­ботки кон­струк­тор­ской докумен­тации по атом­ной тема­тике.

В это время между заво­дом и ОКБ ГП воз­никло серьез­ное раз­ногла­сие по кон­струкции сепа­ра­тора-паропе­регре­ва­теля, раз­ра­бо­тан­ного ОКБ ГП для атом­ного энерго­блока №3 Ново­во­ро­неж­ской АЭС с реак­то­ром ВВЭР-440. Кон­струкция СПП ОКБ ГП была очень слож­ной в изго­тов­ле­нии (витой кон­струкции). Срок поставки СПП на Ново­во­ро­неж­скую АЭС был уже очень бли­зок. Тре­бо­ва­лось немед­лен­ное реше­ние. Лев Нико­ла­е­вич быстро пред­ложил свою очень про­стую кон­струкцию СПП (прямот­руб­ную). Долгий А. А. на чер­теже новой кон­струкции напи­сал: «В2, по моему, это хорошо!» (так он образно обра­тился к гене­раль­ному кон­струк­тору-дирек­тору ОКБ ГП Сте­коль­ни­кову Васи­лию Васи­лье­вичу).

Началь­ник Гла­ва­томэнерго Григо­рьянц Артем Нико­ла­е­вич, в веде­нии кото­рого была Ново­во­ро­неж­ская АЭС, согла­сился с Долгим А. А. изго­то­вить ука­зан­ный СПП по чер­тежам ЗиО, т.е. КО-3. С тех пор КО-3 стал про­ек­ти­ро­вать СПП для раз­ных атом­ных элек­тро­станций с реак­то­рами типа ВВЭР. Вскоре при­ш­лось пере­про­ек­ти­ро­вать СПП для атом­ных элек­тро­станций и с реак­то­рами РБМК. Пер­во­на­чально ЗиО изго­то­вил СПП витой кон­струкции для Ленинград­ской АЭС по чер­тежам ЦКТИ им. Пол­зу­нова (г. С.Петер­бург). СПП такой кон­струкции ока­зался нера­бо­то­спо­соб­ным из-за больших деформаций труб из нержа­веющей стали при высо­ких рабо­чих темпе­ра­ту­рах.

Артемов Л. Н. и Липец А. У. пред­ложили более про­стую кон­струкцию, и все ранее изго­тов­лен­ные СПП по чер­тежам ЦКТИ, были заме­нены на новые, кото­рые надежно рабо­тают уже десятки лет на всех атом­ных элек­тро­станциях с реак­то­ром типа РБМК (Ленинград­ская, Кур­ская, Смо­лен­ская).

Также стали про­ек­ти­ро­вать теп­ло­обмен­ники, подогре­ва­тели низ­кого и высо­кого дав­ле­ния и другое обо­ру­до­ва­ние. В связи с перегруз­кой КО-1, КО-3 стало про­ек­ти­ро­вать также и котель­ное обо­ру­до­ва­ние (напри­мер, для мусо­ро­сжига­тель­ного завода в Москве). Помогали КО-2 про­ек­ти­ро­вать обо­ру­до­ва­ние для неф­те­хи­ми­че­ской промыш­лен­но­сти. КО-3 были при­даны: группа по АСУ-ТП (Кубышин П.Ф), группа программи­стов и рас­чет­чи­ков по кот­лам (Лак­та­нов М.Д.), про­из­вод­ство взрыв­ных работ (Жук А. И.). В связи с пере­да­чей изго­тов­ле­ния реге­не­ра­то­ров для газо­вой промыш­лен­но­сти с Нев­ского завода ЗиО КО-3 была пору­чена раз­ра­ботка кон­струк­тор­ской докумен­тации ука­зан­ных реге­не­ра­то­ров. К концу моего пер­вого руко­вод­ства КО-3, (когда я был назна­чен глав­ным инже­не­ром завода (декабрь 1973 года), КО-3 раз­рос­лось почти до 180 чело­век со многими под­раз­де­ле­ни­ями.

Визит Слав­ского

В марте 1974 года на завод при­е­хало большое начальство: Кок­са­нов И. В, из ЦК КПСС, министр судо­стро­и­тель­ной промыш­лен­но­сти Бутома Б. Е, министр Мин­сред­маша Слав­ский Е. П., министр тяже­лого, энерге­ти­че­ского и транспорт­ного маши­но­стро­е­ния Жига­лин В. Ф. со сво­ими пер­выми замами, а также заме­сти­тель глав­кома ВМФ Котов П. Г. Впер­вые на тер­ри­то­рию завода въе­хало сразу 5 «чле­но­во­зов» (бро­ни­ро­ван­ных тяже­лых ЗИЛов).

Долгий знал за несколько дней о при­езде такой высо­кой комис­сии, и поэтому по его зада­нию я тру­дился со сво­ими помощ­ни­ками допоздна. Нака­нуне при­езда комис­сии Алек­сей Долгий решил про­ве­рить нашу работу. Зашел ко мне в каби­нет, а меня нет!? Тогда он подумал, что я отды­хаю, а может, даже выпи­ваю (за моим каби­не­том был такая ком­ната). Рва­нул дверь, вле­тел, чтобы нас «раз­не­сти», а мы сидим, корпим над состав­ле­нием послед­них графи­ков выпуска воен­ной и дру­гой тех­ники. «Почему, — шумит, — вы здесь?». Объяс­няю Алек­сею Арсен­тье­вичу: «А чтобы никто нам не мешал. В каби­нет загля­нут, а меня нет, навер­ное, думают, в цехах, и ухо­дят». Что-то бурк­нул удо­вле­тво­ренно и быстро ушел.

Мы гото­ви­лись к встрече с мини­страми очень тща­тельно. Осо­бенно большую работу про­вел началь­ник спе­ци­аль­ного тех­но­логи­че­ского отдела В. А. Ардамат­ский. В каби­нете Долгого зара­нее выве­сили соот­вет­ствующие чер­тежи по всем воен­ным зака­зам и графики хода изго­тов­ле­ния спе­ци­аль­ного обо­ру­до­ва­ния. Во главе стола сидел Долгий, я с пра­вой его руки. Рядом со мной сел Ефим Слав­ский, за ним Жига­лин, Бутома. С левой руки — Кок­са­нов, Котов. В каби­нете за сто­лом было 24 чело­века, осталь­ные про­сто сто­яли.

Долгий сде­лал крат­кое сообще­ние по всем зака­зам: «земля», «кос­мос», «море». Начал гово­рить о зака­зах граж­дан­ских, Слав­ский его оста­но­вил: «Насколько завод отстает по 120 заказу от сро­ков, уста­нов­лен­ных ЦК КПСС?» Долгий отве­тил, что завод, к сожа­ле­нию, отстает на несколько месяцев, и глав­ной при­чи­ной явля­ется отсут­ствие докумен­тации на ряд узлов от ОКБ «Гид­ропресс». Тогда Слав­ский попро­сил назвать, какие именно чер­тежи не отдал Сте­коль­ни­ков. Я назвал. И доба­вил, в ряд чер­тежей только что Гид­ропресс внес изме­не­ния суще­ствен­ного порядка, и нам при­дется неко­то­рые узлы пере­де­лы­вать заново. Слав­ский не успо­ко­ился и попро­сил пока­зать чер­тежи.

И тут про­изошел драма­тич­ный эпи­зод. Я попро­сил Вин­ни­кова пере­дать чер­тежи, а тот вме­сто того, чтобы их подать, бро­сил на стол прямо перед лицом Слав­ского. Ефим Пав­ло­вич побаг­ро­вел, взгля­нул на Вин­ни­кова и ска­зал сурово: «Ты, щенок, кому бро­са­ешь чер­тежи? И хотя мне 76 лет, я еще могу тебе вре­зать за твою дер­зость». И под­нял кулак. Затем Слав­ский набро­сился на меня: «Почему не видна здесь роль глав­ного инже­нера?» Кто-то отве­тил, что Фаде­ева назна­чили только три месяца назад. Слав­ский и Жига­лин, посо­ве­то­вавшись, решили не обсуж­дать про­блемы, а пере­шли к выво­дам. Слав­ский ска­зал Жига­лину: «Вла­ди­мир, пом­нишь, с нас спраши­вали не после трех месяцев, а сразу после назна­че­ния?» И под­вели итоги сле­дующим обра­зом: дирек­тор завода доложил неубе­ди­тельно, завод сорвал тре­тий срок поставки обо­ру­до­ва­ния для атом­ной под­вод­ной лодки. Надо по Долгому при­нять спе­ци­аль­ное реше­ние, а Фаде­ева обя­зать заниматься этим зака­зом осно­ва­тельно и вме­сте со Сте­коль­ни­ко­вым решить все вопросы по докумен­тации в ближайшие дни.

Через несколько дней Алек­сея Арсен­тье­вича сняли с работы, а меня поста­вили и. о. дирек­тора завода. Дирек­тор­ство­вал я при­мерно месяц. Долгий остался чле­ном парт­кома завода.

Вскоре вопрос о постав­ках обо­ру­до­ва­ния для АПЛ заказа 120 рас­смот­рели на парт­коме. Этот заказ ока­зался самым слож­ным в исто­рии завода, но и самым счаст­ли­вым для многих из нас. В работе над его выпол­не­нием выросли будущие руко­во­ди­тели ЗиО, цехов, отде­лов. Осо­бенно хочется отме­тить Вла­ди­мира Овчара и Лео­нида Чубаря. Этот заказ под­нял тех­ни­че­ский уро­вень завода еще на одну ступень.

Работа над ошиб­ками

При­ш­лось решать много слож­ных вопро­сов, свя­зан­ных с ядерно-энерге­ти­че­скими уста­нов­ками заказа 120 для атом­ной под­вод­ной лодки «Альфа». Докумен­тация не все­гда была доб­рот­ной. И это есте­ственно, так как слож­нейшие кон­струк­тор­ские реше­ния при­нима­лись впер­вые в мире, и всё созда­ва­лось в сжа­тые сроки под прес­сом ЦК КПСС и Совета мини­стров. Были и круп­ные про­счеты: в цехе № 7 пере­пу­тали трубки обогрева, вме­сто сплава ЭП-350 рабо­чие вва­рили трубки из нержа­веющей стали. В этом цехе шло изго­тов­ле­ние паро­ге­не­ра­то­ров для АЭС, в кото­рых при­ме­ня­лись трубки из нержа­веющей стали наруж­ным диамет­ром 16 мм. Точно такого же диаметра при­ме­ня­лись трубки для обогрева обо­ру­до­ва­ния и тру­бопро­во­дов ядерно-энерге­ти­че­ской уста­новки заказа 120, но из сплава ЭП-350. Трубки пере­пу­тали ночью, когда кон­троль ста­но­вился менее жест­ким. Ошибка обна­ружи­лась в Севе­ро­двин­ске при сти­ло­скопи­ро­ва­нии концов труб, выступающих из пол­но­стью засвинцо­ван­ного блока. Дело в том, что трубки из нержа­веющей стали могли рабо­тать не более 1000 часов, а гаран­ти­ро­ван­ный ресурс корабля был 50 тысяч часов, и это время выдержи­вали трубки только из сплава ЭП-350.

Ситу­ация, конечно, ока­за­лась чрез­вы­чай­ной. Назна­чена была госу­дар­ствен­ная комис­сия. Собра­лись мини­стры: Слав­ский Е. П., Жига­лин В. Ф., Бутома Б. Е., зам. глав­кома ВМФ Котов П. Г. Ака­демику Алек­сан­дрову А. П. пред­ложили руко­во­дить комис­сией и спа­сти положе­ние. Но Алек­сан­дров пред­ложил мою кан­ди­да­туру, ска­зав: «Фадеев «напор­та­чил», пусть и раз­би­ра­ется».

Комис­сия была солид­ная: четыре ака­демика и около 30 док­то­ров и кан­ди­да­тов наук. Засе­дали много раз, пока не выра­бо­тали необ­хо­димые реше­ния. А они были чрез­вы­чайно слож­ными и пио­нер­скими (раньше таких реше­ний в мире не было). Энтин Сергей Давы­до­вич и Беке­тов Борис Ива­но­вич (ЦНИ­ИТМАШ) внесли основ­ной вклад в раз­ра­ботку спе­ци­аль­ного токо­вих­ре­вого мини­а­тюр­ного дат­чика. С помощью этого дат­чика, кото­рый отли­чал сталь ЭП-350 от стали 08Х18Н10Т по их раз­ным маг­нит­ным свойствам, уда­лось про­ве­рить и найти, в каких местах про­изошло пере­пу­ты­ва­ние тру­бок. Дат­чик перемещали в труб­ках внут­рен­ним диамет­ром всего 12 мм с помощью длин­ного и тон­кого метал­ло­ру­кава. Нашли трубки из нержа­веющей стали и заме­нили.

После этих событий Беке­тов Б. И. с помощью Кро­това В. В. был выдви­нут на работу в ЦК КПСС. А сын Энтина С. Д. — Юрий (компо­зи­тор) пода­рил мне свою пла­стинку про тру­ба­дура.

Перед комис­сией стоял глав­ный вопрос — какой назна­чить срок экс­плу­а­тации лодки с уче­том неуве­рен­но­сти в том, что все трубки из стали 08Х18Н10Т уда­лось заме­нить на трубки ЭП-350. Был про­ве­ден ана­лиз экс­плу­а­тации многих под­вод­ных лодок и ледо­кола «Ленин». Вопрос решили.

Вто­рой слу­чай про­изошел в цехе № 7, когда в нем про­хо­дило тен­зо­мет­ри­ро­ва­ние свар­ных швов реак­тора на пред­мет изу­че­ния в них оста­точ­ных напряже­ний. На сле­дующий день после окон­ча­ния иссле­до­ва­ния не нашли метал­ли­че­ские пла­тики тен­зо­дат­чи­ков. Где они? Может быть, оста­лись в пазу­хах реак­тора? Засо­ре­ние реак­тора могло при­ве­сти к ава­рии в экс­плу­а­тации. Надо про­ве­рить пазухи. А как добраться до них? Про­бо­вали про­смот­реть через зер­кала — ничего не полу­чи­лось. Вспоми­наю, что в Цен­траль­ную кли­ни­че­скую боль­ницу в Кунцеве из Япо­нии при­везли длин­ный гастро­скоп. «Рва­нул» туда. Про­ник к док­тору медицин­ских наук и уго­во­рил немед­ленно поехать со мной на завод. А там уже собра­лась комис­сия: науч­ный руко­во­ди­тель из ФЭИ Громов Б. Ф., капи­тан пер­вого ранга от воен­ной при­емки Лиф Б. А. и дирек­тор ЗиО Мака­ров Е. В. По оче­реди все осмот­рели пазухи в реак­торе с помощью при­ве­зен­ного гастро­скопа и ничего не обна­ружили.

Где пла­тики? Позд­нее их нашли в куче мусора. Уборщица рано утром зацепила про­вода и выдер­нула из реак­тора. Ей пока­за­лось, что это мусор в виде пау­тины из какой-то про­во­локи и желе­зок.

Реанимация паро­ге­не­ра­тора

— В 1974 году в цехе № 3 воз­ник весьма непри­ят­ный инци­дент. В ноч­ную смену про­во­ди­лась терми­че­ская обра­ботка гото­вого паро­ге­не­ра­тора в среде аргона, и он «сго­рел»: аргон, как защит­ный газ, в паро­ге­не­ра­тор не пода­вался, и внут­рен­ние его части из угле­ро­ди­стой стали покры­лись тол­стым слоем ока­лины. Пред­на­зна­чен­ный для атом­ной под­вод­ной лодки, был он весьма слож­ным изде­лием с цик­лом про­из­вод­ства в несколько лет. Изго­тов­ле­ние паро­ге­не­ра­тора нахо­ди­лось под кон­тро­лем аппа­рата Цен­траль­ного Коми­тета.

Задержка его изго­тов­ле­ния сры­вала выход в океан к берегам Аме­рики сверх­ско­рост­ной атом­ной под­вод­ной лодки, вклю­чен­ной в общую стра­тегию дав­ле­ния на США путем созда­ния ракет­ной базы на Кубе и обес­пе­че­ния пре­вос­ход­ства в ско­ро­стях атом­ных лодок-истре­би­те­лей над кораб­лями про­тив­ника.

Но мы смогли спа­сти паро­ге­не­ра­тор за трое суток. Мы «встрях­нули» его взрывом, обмо­тав дето­ни­рующим шну­ром, чтобы отбить ока­лину, а затем уда­лить её, улав­ли­вая при этом все мель­чайшие частицы и тща­тельно их взвеши­вая, чтобы убе­диться, что в паро­ге­не­ра­торе ока­лины больше нет. А на ими­та­торе мы вос­про­из­вели весь процесс и точно знали, сколько ока­лины должно быть.

Ака­демики шутят

Вспоми­наю шутку ака­деми­ков Игоря Васи­лье­вича Кур­ча­това и Ана­то­лия Пет­ро­вича Алек­сан­дрова. Дни их рож­де­ний были близки. И каж­дый год про­ис­хо­дило некое «действо». Ана­то­лий Пет­ро­вич в шутку дарил Игорю Васи­лье­вичу бритву (за рос­кош­ную бороду Кур­ча­това звали «Борода»). В ответ Кур­ча­тов дарил Алек­сан­дрову рас­ческу (у того волос на голове прак­ти­че­ски не было).

В инсти­туте атом­ной энергии в Москве, дирек­то­ром был Кур­ча­тов, про­изошел курьез­ный слу­чай. При­дир­чи­вый и очень серьез­ный началь­ник пожар­ной охраны инсти­тута, как-то, про­ходя мимо одного из корпу­сов, заме­тил в окне на чет­вер­том этаже ого­нек в то время, когда в инсти­туте уже никого не было. Загля­нув в ком­нату, откуда шел свет, пожар­ный уви­дел, как рож­да­лась любовь между сотруд­ни­ками инсти­тута. Наутро он напи­сал Кур­ча­тову доклад­ную записку об уви­ден­ном: «Про­ходя мимо корпуса № 3, я заме­тил, что свет не всюду выклю­чен. Про­ве­рил и обна­ружил, что во вне­уроч­ное время «он» и «она» занима­лись любо­вью. Прошу Вас при­нять к нару­ши­те­лям порядка соот­вет­ствующие меры». Резо­люция Игоря Васи­лье­вича была для пожар­ного оше­лом­ляющей: «Заня­тие любо­вью во вне­уроч­ное время не пред­став­ляет пожар­ной опас­но­сти». Записка и резо­люция стали постепенно известны широ­кому кругу сотруд­ни­ков инсти­тута. При каж­дой встрече с пожар­ным слышался смех, и он уво­лился.

Встреча с мини­стром

Одна­жды, когда я испол­нял обя­зан­но­сти дирек­тора, при­е­хал на завод Ефим Пав­ло­вич Слав­ский. Пошли с ним смот­реть, как сно­сить глав­ный корпус и стро­ить на его месте новый. Посмот­рел и гово­рит: «Сам сноси эту рух­лядь, я тво­ими сор­ти­рами заниматься не буду. Когда площадку осво­бо­дишь — позвони мне». И уехал.

Затем я сним встре­чался несколько раз на Научно-тех­ни­че­ских сове­тах Мин­сред­маша. Обычно вел НТС ака­демик А. П. Алек­сан­дров, а Слав­ский при­хо­дил, сидел с ним рядом и при­нимал живое уча­стие. Я несколько раз делал доклады при нем. Он меня пере­спраши­вал, уточ­нял.

Послед­ний раз с Ефимом Пав­ло­ви­чем я я встре­чался на совеща­нии по вопро­сам пуска атом­ных элек­тро­станций у Али­ева, только что назна­чен­ного заме­сти­те­лем пред­се­да­теля Совета мини­стров СССР.

Когда Гей­дар Али­е­вич попытался «нае­хать» на Слав­ского за то, что тот в назна­чен­ный пра­ви­тельством срок не пустил на Игна­лин­ской АЭС пер­вый блок мощ­но­стью 1500 МВт, Ефим Пав­ло­вич бук­вально взо­рвался, встал и напра­вился к Али­еву с кула­ками. Ска­зал бук­вально сле­дующее: «Щенки. Еще не поняли, как упала повсе­местно дис­ци­плина. И что именно из-за вашей без­де­я­тель­но­сти тво­рится в промыш­лен­но­сти такое без­об­ра­зие, за кото­рое во времена Ста­лина про­сто рас­стре­ли­вали, и даже я, как руко­во­ди­тель круп­ного ком­би­ната, таких разгиль­дяев выго­нял с работы и аре­сто­вы­вал». Далее доба­вил: «Как можно в срок пус­кать такие ответ­ствен­ные объекты, когда обо­ру­до­ва­ние поступает поздно и с большим бра­ком, кото­рый при­хо­дится на месте устра­нять». По Игна­лин­ской станции при­вел кон­крет­ный при­мер: есть в Ленинграде завод «Элек­трощит», он поста­вил шкафы управ­ле­ния без внут­рен­ней комплек­тации с нару­ше­нием тре­бо­ва­ний тех­ни­че­ской докумен­тации. Про­вода пень­ко­вой верев­кой пере­вя­заны без каких-либо обо­зна­че­ний и брошены в шкафы, а при­боры в отдель­ном ящике, не прошед­шие про­верку, как положено по пра­ви­лам.

Алиев явно струх­нул, он знал, что Слав­ский — это «атом­ные бомбы», и что вхож в любое время к гене­раль­ному сек­ре­тарю ЦК КПСС Бреж­неву. Алиев сам быстро замял этот скан­дал и решил госу­дар­ствен­ные вопросы миро­лю­би­вым тоном.

Многим нынеш­ним руко­во­ди­те­лям сто­ило бы поучиться у Слав­ского. Напри­мер, он по выход­ным дням на само­лете обле­тал свои много­чис­лен­ные объекты и помогал руко­во­ди­те­лям решать слож­ные вопросы. Он был вели­чайшим пат­ри­о­том своей страны, вели­ко­леп­ным орга­ни­за­то­ром и с широ­чайшими зна­ни­ями.