Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники проекта /

Эйшинский Роальд Владимирович

Инже­нер-элек­трик, физик, кан­ди­дат тех­ни­че­ских наук. Глав­ный тех­но­лог, заме­сти­тель глав­ного инже­нера элек­тро­лиз­ного (раз­де­ли­тель­ного) завода «Т» АЭХК, пред­се­да­тель При­ем­ной комис­сии 4-го ГУ Мин­сред­маша по фильтрам для газо­диффу­зи­он­ных машин. Внес зна­чи­тель­ный вклад в усо­вершен­ство­ва­ние тех­но­логии фто­ри­ро­ва­ния ультра­дисперс­ных фильтров круп­ных газо­диффу­зи­он­ных машин. Участ­во­вал в пуске и экс­плу­а­тации газо­вых цен­три­фуг 4–7-го поко­ле­ний.
Эйшинский Роальд Владимирович

В 1962 году был закон­чен ввод в экс­плу­а­тацию элек­тро­лиз­ного (раз­де­ли­тель­ного) завода на АЭХК. Несколько ранее были пущены раз­де­ли­тель­ные заводы на Урале (УЭХК) и в Том­ске (СХК). Но раз­де­ли­тель­ный завод на АЭХК был самым мощ­ным в отрасли и отли­чался от них уста­нов­лен­ным обо­ру­до­ва­нием. В четырех километ­ро­вых корпу­сах рас­по­лага­лось более семи тысяч газо­диффу­зи­он­ных машин, в состав кото­рых вхо­дило более 14 тысяч мощ­ных компрес­со­ров, в несколько раз сжимающих гек­сафто­рид урана. Эти компрес­соры имели суммар­ную мощ­ность при­мерно 1,5 млн кВт, а за год потреб­ле­ние элек­троэнергии достигало 14 млрд кВт/ч, что состав­ляло 4% всей элек­троэнергии, выра­ба­ты­ва­емой в СССР в 1962 году. По-видимому, в это время элек­тро­лиз­ный завод АЭХК был самым энерго­ем­ким предпри­я­тием страны.

В газо­диффу­зи­он­ных маши­нах процесс раз­де­ле­ния изо­топов урана про­ис­хо­дит в фильтрующих элемен­тах. На АЭХК общее коли­че­ство этих элемен­тов (в раз­ные пери­оды) достигало 100–150 мил­ли­о­нов штук. При этом в 1-м и 2-м корпу­сах машины рабо­тали при дав­ле­нии 100 мм рт. столба, а в 3-м и 4-м — при дав­ле­нии 200 мм рт. столба. В 1963 году воз­никли опре­де­лен­ные труд­но­сти с экс­плу­а­тацией машин Т-56, ОК-30М в 3-м и 4-м корпу­сах, кото­рые были вве­дены в экс­плу­а­тацию в 1960–1962 годах. Труд­но­сти во многом были обу­слов­лены объек­тив­ными при­чи­нами. В этих корпу­сах сразу были уста­нов­лены модер­ни­зи­ро­ван­ные машины Т-56 (6-ярус­ный фильтр) и ОК-30М (5 яру­сов). С целью повыше­ния про­из­во­ди­тель­но­сти в машины были постав­лены вновь раз­ра­бо­тан­ные, очень мел­копо­ри­стые фильтры с про­ница­емо­стью 0,3 · 10-3, диаметр пор в фильтрах состав­лял при­мерно 0,04 мик­рона, то есть менее чем в 100 раз пре­вышал диаметр моле­кулы гек­сафто­рида урана. Опыта ввода в работу таких фильтров на маши­нах Т-56, ОК-30М (дав­ле­ние 200 мм рт. ст.) не было ни на одном из предпри­я­тий отрасли. На СХК (Томск) к этому времени уже экс­плу­а­ти­ро­ва­лись машины Т-56, ОК-30, но не модер­ни­зи­ро­ван­ные, с фильтрами с более высо­кой про­ница­емо­стью, соот­вет­ственно это были четырех- и трехъярус­ные машины, при­чем для них в даль­нейшем воз­никла необ­хо­димость вос­ста­нав­ли­вать про­ница­емость фильтров с помощью три­фто­рида хлора. Отме­тим также, что фильтры, уста­нав­ли­ва­емые в газо­диффу­зи­он­ные машины, являются, по сути дела, полуфаб­ри­ка­тами: их надо непо­сред­ственно в бло­ках обра­ба­ты­вать фторо-воз­душ­ной сме­сью. Эта обра­ботка должна была обес­пе­чить полу­че­ние кор­ро­зи­он­но­устой­чи­вых фильтров, при­чем с тре­бу­емой вели­чи­ной началь­ной про­ница­емо­сти. Для этого было необ­хо­димо, чтобы каж­дый фильтрующий элемент (а их было в блоке 300–500 тыс. шт.) под­вергался обра­ботке при оди­на­ко­вых тре­бу­емых темпе­ра­ту­рах и концен­трациях фтор­ной смеси в тече­ние нуж­ного времени.

Мето­дика фто­ри­ро­ва­ния фильтров в модер­ни­зи­ро­ван­ных маши­нах Т-56, ОК-30М непо­сред­ственно в бло­ках отра­ба­ты­ва­лась на АЭХК в 3-м корпусе. Я занимался этим на маши­нах ОК-30М в 1960 году еще как пред­ста­ви­тель УЭХК. Компрес­соры мощ­ных газо­диффу­зи­он­ных машин Т-52, Т-56, ОК-26, ОК-30М также имели опре­де­лен­ные недо­статки. Осо­бенно большим недо­стат­ком машин Т-52, Т-56 было то, что при заде­ва­нии алюми­ни­е­вого покры­вающего диска рабо­чего колеса компрес­сора поло­вин­ного рас­хода за непо­движ­ные детали про­ис­хо­дил силь­ный разогрев и воз­ни­кала бур­ная реакция: горе­ние алюми­ния в атмо­сфере гек­сафто­рида урана — термо­ре­акция. Поскольку мощ­ность элек­тро­двига­теля компрес­сора Т-56 была велика, то при «термо­ре­акции» он не отклю­чался, и про­ис­хо­дили отдель­ные слу­чаи гру­бых нару­ше­ний ваку­ум­ной плот­но­сти. В результате изложен­ных объек­тив­ных при­чин, а также в связи с недо­ста­точ­ным коли­че­ством экс­плу­а­таци­он­ного и ремонт­ного пер­со­нала в 1963 году воз­никли про­блемы с повыше­нием уровня отка­зов компрес­со­ров и фильтров (заби­тия) машин Т-56, ОК-30М в 3-м и 4-м корпу­сах. Для реше­ния этих про­блем потре­бо­ва­лись зна­чи­тель­ные уси­лия всего кол­лек­тива АЭХК, и в осо­бен­но­сти — цеха реви­зии (№ 91) и тех­но­логи­че­ских цехов (№ 81, 82). Опре­де­лен­ный вклад в их реше­ние внесло и управ­ле­ние завода «Т», кото­рое начи­ная с лета 1963 года возглав­ляли заме­сти­тель глав­ного инже­нера АЭХК, дирек­тор завода «Т» Б. С. Пужаев и глав­ный инже­нер завода «Т» А. М. Ива­нов.

В управ­ле­ние элек­тро­лиз­ного (раз­де­ли­тель­ного) завода вхо­дили: глав­ный диспет­чер­ский пункт, его пер­вый руко­во­ди­тель — В. П. Шопен (ныне гене­раль­ный дирек­тор АЭХК); про­из­вод­ственно-тех­но­логи­че­ский отдел во главе с В. Л. Кога­ном (впо­след­ствии Коган более 20 лет был заме­сти­те­лем и началь­ни­ком тех­но­логи­че­ского отдела ком­би­ната; отдел возгла­вил В. М. Озор­нин, в даль­нейшем глав­ный инже­нер элек­тро­лиз­ного завода); бюро веде­ния тех­но­логи­че­ского режима во главе с О. Н. Дружи­ни­ным, кото­рый был его бес­смен­ным руко­во­ди­те­лем в тече­ние более 40 лет; в бюро рабо­тали также Репин, Жуков и другие; нала­доч­ное бюро во главе с В. Р. Кар­нупом (затем началь­ни­ком бюро стал А. М. Хрен­ков).

В тот слож­ный период зна­чи­тель­ная доля бло­ков основ­ного обо­ру­до­ва­ния прошла ремонт, в том числе с жид­кост­ной реге­не­рацией или даже с пол­ной заме­ной фильтров, а также с реви­зией компрес­со­ров. «Про­дувка» с целью опре­де­ле­ния про­ница­емо­сти и целост­но­сти фильтров в бло­ках до ремонта и после замены фильтров про­во­ди­лась силами одной из групп нала­доч­ного бюро, возглав­ля­емой А. И. Обу­хо­вым. В группу вхо­дило при­мерно десять аппа­рат­чи­ков, кото­рые рабо­тали по сме­нам и обес­пе­чи­вали непре­рыв­ный процесс ремонта основ­ного обо­ру­до­ва­ния завода «Т». Рас­четы, веде­ние докумен­тации по про­дувке осуществ­ля­лись Р. А. Девя­то­вой. Кон­троль состо­я­ния про­ница­емо­сти фильтров в бло­ках на рабо­чем газе выпол­нялся Н. Г. Пуш­ки­ной, Л. Ф. Брын­ских. Загрузка всего тех­но­логи­че­ского обо­ру­до­ва­ния, ана­лиз гру­бых ано­ма­лий (заби­тие и поломка фильтров и т. п.) про­из­во­ди­лись груп­пой во главе с Д. К. Каши­ри­ным. В группу вхо­дили З. М. Талашма­нова, В. В. Руденко и другие спе­ци­а­ли­сты. Сотруд­ники нала­доч­ного бюро занима­лись также испыта­ни­ями бло­ков с новыми фильтрами, отра­бот­кой режимов фто­ри­ро­ва­ния фильтров в бло­ках, про­во­дили другие иссле­до­ва­ния, в том числе по движе­нию смазки в тех­но­логи­че­ской цепочке, по изме­ре­нию виб­рации компрес­со­ров, по новому обо­ру­до­ва­нию КИУ и т. д. Активно рабо­тали Ю. П. Паде­рин, В. А. Пара­мо­нов (впо­след­ствии началь­ник цеха), В. А. Лунь­ков (впо­след­ствии началь­ник смены завода), Н. Б. Афа­на­сьев, Г. Моро­зов, Р. Н. Дуран­дина, Е. Латынцева и многие другие. Хоте­лось бы отме­тить, что многие иссле­до­ва­ния про­во­ди­лись во вза­и­мо­действии с заме­сти­те­лем глав­ного инже­нера ком­би­ната по науч­ной работе Б. Ф. Алей­ни­ко­вым, а иногда и под его руко­вод­ством. Неоспо­рима его очень большая роль в улучше­нии харак­те­ри­стик основ­ного обо­ру­до­ва­ния завода «Т» начи­ная с 1963 года и в после­дующее время.

Я рабо­тал глав­ным тех­но­логом (заме­сти­те­лем глав­ного инже­нера) элек­тро­лиз­ного (раз­де­ли­тель­ного) завода «Т» АЭХК с мая 1963 по март 1968 года. Но мне при­хо­ди­лось бывать на АЭХК не один деся­ток раз в период с 1960 по 2006 год. Эти поездки были свя­заны с экс­плу­а­тацией газо­диффу­зи­он­ного (я был пред­се­да­те­лем при­ем­ной комис­сии главка по фильтрам в 1963–1976 гг.), а также цен­тро­беж­ного обо­ру­до­ва­ния. При этом я пере­да­вал опыт Уральского элек­тро­хи­ми­че­ского ком­би­ната и изу­чал опыт АЭХК, неод­но­кратно про­во­дил заня­тия с его тех­но­логи­че­ским пер­со­на­лом. Мне повезло: в тече­ние уже почти 50 лет я сотруд­ни­чал и про­должаю сотруд­ни­чать вот уже с двумя поко­ле­ни­ями работ­ни­ков и руко­во­ди­те­лей АЭХК. Не сочтите за высо­ко­пар­ность, но Иркутск, Ангарск, АЭХК, его бывшие и насто­ящие сотруд­ники и руко­во­ди­тели были и навсе­гда оста­нутся в моем сердце!