Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники проекта /

Басалаев Валерий Валентинович

Орга­ни­за­тор и пер­вый началь­ник цеха оздо­ров­ле­ния, реа­би­ли­тации, диагно­стики (ЦОРД) Ленинград­ской АЭС. При­нимал самое актив­ное уча­стие в отводе земли, кури­ро­вал про­ек­ти­ро­ва­ние и стро­и­тельство, поиск источ­ни­ков финан­си­ро­ва­ния и ввод в экс­плу­а­тацию спор­тивно-тех­ни­че­ского комплекса (СТК). За время работы дирек­то­ром СТК (1983-1993 гг.) обес­пе­чил ввод в экс­плу­а­тацию СТК и СКК "Энерге­тик". В 1993-1997 гг., возглав­ляя ЦОРД, орга­ни­зо­вал рекон­струкцию 2-х общежи­тий, созда­ние дет­ского спор­тивно-оздо­ро­ви­тель­ного лагеря на 700 мест (4 смены), лет­него профи­лак­то­рия "Мать и дитя", спор­тив­ного лагеря "Юность". В насто­ящее время про­должает вести актив­ную работу среди вете­ра­нов города Сос­но­вый Бор: иници­и­ро­вал регу­ляр­ное про­ве­де­ние Спар­та­ки­ады вете­ра­нов и про­чих спор­тивно-оздо­ро­ви­тель­ных заня­тий на базе СКК "Энерге­тик".
Басалаев Валерий Валентинович

В 1972 году при­е­хал в город Сос­но­вый Бор. В то время уже участ­во­вал в чемпи­о­нате Совет­ского Союза по мотогон­кам на льду. Это мой профиль. В 73-м году на союз­ном чемпи­о­нате в Крас­но­яр­ске стал чет­вёр­тым. В 1974 году на моём мотоцикле выиг­рал чемпи­о­нат СССР по мотогон­кам на льду мой уче­ник Губич Сергей, кото­рый позже стал заслужен­ным тре­не­ром Союза и сам воспи­тал трёх чемпи­о­нов мира.

В Сос­но­вый Бор меня при­гла­сил Степа­нов Михаил Пав­ло­вич, началь­ник отдела кад­ров Ленинград­ской АЭС. При­глашая, он писал: «город кра­си­вый, при­рода заме­ча­тель­ная, при­езжайте рабо­тать». Ста­рый Ика­рус при­вёз нашу семью в город ночью, выса­дил у почты. Куда идти — не знаем. Пошли искать лаэсов­ское общежи­тие, что оно рас­по­лага­лось на улице Крас­ных Фор­тов во вто­ром доме.

Кое-как добра­лись, пере­но­че­вали на каких-то тюках, а утром пошли устра­и­ваться на работу. Управ­ле­ние ЛАЭС тогда уже рас­по­лага­лось в сего­дняш­нем зда­нии СУСа. Там нахо­ди­лись пер­вый дирек­тор — Мура­вьёв Вален­тин Пав­ло­вич, пер­вый началь­ник реак­тор­ного цеха — Хромченко Ана­то­лий Ива­но­вич и многие другие спе­ци­а­ли­сты. Попали мы на приём к Лапу­шеву — заме­сти­телю началь­ника реак­тор­ного цеха. Пого­во­рили, тут же напи­сал заяв­ле­ние, и меня при­няли на долж­ность сле­саря реак­тор­ного отде­ле­ния одно­имен­ного цеха Ленинград­ской АЭС. Я попал на уча­сток к Зло­бину Павлу Дея­но­вичу.

Мы кури­ро­вали работы по мон­тажу наращи­ва­ния трак­тов реак­тора. В то время все работ­ники кон­тро­ли­ро­вали какие-то работы, кури­ро­вали какие-то процессы. А поскольку у меня был опыт работы сварщика и кон­тро­лёра свар­ных швов (я рабо­тал кон­тро­лё­ром по сварке кос­ми­че­ских лета­тель­ных аппа­ра­тов и сле­дил за их каче­ством) меня назна­чили на ЛАЭС кон­тро­ли­ро­вать работу мон­таж­ни­ков и про­ве­рять свар­ные швы. Свар­ные швы — это очень серьёз­ное дело. Рентген мог пока­зать только внут­рен­ние дефекты. А все наруж­ные дефекты (шла­ко­вые вклю­че­ния, под­резы, рако­вины) можно было разгля­деть только гла­зами. Мне нра­ви­лась работа. Было очень инте­ресно!

Новые люди вокруг, новая обста­новка, новое дело. А дело — инте­рес­ное, когда тебя дове­ряют. Сами были моло­дые: многое что уже умели и многое хотели. Рабо­тать ста­ра­лись, Рядом с такими людьми как, Лапу­шев, Зло­бин стыдно было спло­хо­вать. Сами обо­ру­до­вали мастер­ские (у нас — на отметке +25), гото­вили обо­ру­до­ва­ние, вер­стаки, сле­дили за поряд­ком (как сей­час ПСР внед­ряют, тогда рабо­тали по-удар­ному, участ­вуя в соц­со­рев­но­ва­нии). Столько воспоми­на­ний, такое чудо было рабо­тать рядом с такими класс­ными людьми, как Шахов Вален­тин Мат­ве­е­вич, Баг­ров Евге­ний Ники­тич.

В 1975 году я поехал на пер­вен­ство Совет­ского Союза и в финале сорев­но­ва­ний попал в ава­рию. Вер­нулся на косты­лях, весь пере­ло­ман­ный…. Спа­сибо руко­во­ди­те­лям, они ценили мою работу. Вокруг меня все­гда были люди — я им, чем мог, помогал, и мне многие помогали. Я ремон­ти­ро­вал моторы. Так позна­комился с Климо­вым (он кар­тингом увле­кался). В раз­ных местах города: в мастер­ских, в гаражах начи­на­лись раз­ви­ваться тех­ни­че­ские виды спорта.

Поти­хо­нечку же всё…. В обе­ден­ный пере­рыв обсуж­дали многие вопросы, писали письма руко­вод­ству предпри­я­тия. Их состав­лять помогал Евге­ний Баг­ров (был чле­ном парт­кома станции). Тогда сек­ре­та­рём пар­тий­ного коми­тета был Пасич­ный Аль­берт Ива­но­вич, а он в юно­сти увле­кался мото­спор­том. Вот он и пред­ложил место обще­ствен­ного гаража для пер­вых заня­тий секции мото­спорта. Тут и Луко­нин Нико­лай Фёдо­ро­вич заин­те­ре­со­вался рабо­той нашей секции. Сам при­е­хал в гараж, всё посмот­рел. Даже тум­бочку открыл, уви­дел поря­док и успо­ко­ился. Не зря дают возмож­ность раз­ви­вать мото­спорт на предпри­я­тии. Позже мечты стали постепенно осуществ­ляться.

Позна­комился с ребя­тами из ВНИПИЭТ — они помогли с про­ек­том. Уже к 1978 году мы его имели. Много помогали Ген­на­дий Кон­стан­ти­но­вич Тыч­кин (чудо-мужик), Павел Нико­ла­е­вич Цвет­ков, Нико­лай Фёдо­ро­вич Луко­нин. Видят, что я рабо­таю — и помогали, не было при­чин отка­зать. Я орга­ни­зо­вал секцию ДОСААФ на Ленинград­ской АЭС, соби­рал взносы, пер­спек­тивы рисо­вал всем. Вокруг стали соби­раться ребята из раз­ных направ­ле­ний тех­ни­че­ских видов спорта: мото­кросс­мены, кар­тинги­сты, авиа­мо­де­ли­сты, судо­мо­де­ли­сты, стрелки, вело­сипе­ди­сты, радио­лю­би­тели (даже сорев­но­ва­ния на реке Систе про­во­дили «Охота на лис»).

В 1975 году мы про­вели пер­вые сорев­но­ва­ния по мото­кроссу на берегу реки Воронка (тогда секция была ещё в обще­ствен­ном гараже). Город рос, предпри­я­тия раз­ви­ва­лись. Люди ехали рабо­тать, но в сво­бод­ное время занима­лись ещё чем-то. Так скла­ды­вался уни­каль­ный кол­лек­тив горожан-сос­но­во­борцев, кото­рый позже зазву­чал на весь Совет­ский Союз.

Тогда же, в 1978 году мы начали стро­ить фун­дамент для спор­тивно-тех­ни­че­ского комплекса. Темрюк, Логви­нов (ЭЦ), Попов (гараж ЛАЭС) и я помогали стро­и­те­лям. Воз­во­дили фун­дамент под видом стро­и­тельства жилищно-быто­вого корпуса работ­ники СМУ-3 под руко­вод­ством романа Несто­ро­вича Канюка.

Руко­вод­ство ЛАЭС нас уже хорошо знало. Мы про­во­дили мото­кроссы на Воронке два раза в год: посвящён­ные Дню Победы и обра­зо­ва­нию Ора­ниен­ба­ум­ского плац­дарма, участ­во­вали в орга­ни­за­ции и про­ве­де­нии военно-пат­ри­о­ти­че­ских, а позже тури­сти­че­ских слё­тах, про­во­дили велопро­беги и кроссы. Всё было на высо­ком уровне. Поэтому в стро­и­тельстве нам ока­зы­ва­лась вся­че­ская помощь. Но осо­бенно запом­нился момент, свя­зан­ный с Ана­то­лием Пав­ло­ви­чем Епе­ри­ным.

Одна­жды он собрал на совеща­ние началь­ни­ков цехов ЛАЭС и пред­ста­ви­те­лей стро­и­те­лей прямо на стро­и­тель­ной площадке. Они прошли по созда­ва­емым объек­там, посмот­рели и вдруг А. П. Епе­рин спраши­вает: «А где тур­ник будет сто­ять?». Я ему отве­чаю, что здесь нет для этого места, здесь будет помеще­ние мото­секции. А он спраши­вает:

— Ты кто такой?

— Сле­сарь реак­тор­ного цеха Баса­лаев!

— Ну вот, иди и рабо­тай в реак­тор­ный цех!.

В итоге мы пообещали, что тур­ник обя­за­тельно на СТК поста­вим. Одно­временно с рабо­той на ЛАЭС я кури­ро­вал и работы по стро­и­тельству комплекса. Очень многие работы мы выпол­няли само­сто­я­тельно. В первую оче­редь была сде­лана мастер­ская, ворота тоже сами мон­ти­ро­вали. Поне­многу соби­рали и ремон­ти­ро­вали тех­нику (мотоциклы и карты). Маль­чишки были рука­стые, всё могли делать.

Спор­тив­ный зал помогали гото­вить девушки. Даже Васина Нина Пет­ровна (замглав­буха) рабо­тала на СТК. Очень помогало соц­со­рев­но­ва­ние. Каж­дая бригада под­раз­де­ле­ний ЛАЭС брала обя­за­тельства в сво­бод­ное от основ­ной работы время помочь убрать тер­ри­то­рию, выса­дить зелё­ные насаж­де­ния или водо­про­вод копать. Даже город­ские предпри­я­тия при­хо­дили, милици­о­неры и воен­ные.

Стро­и­тельство СТК дли­лось 4 года, его торже­ствен­ное открытие было при­уро­чено к Дню рож­де­ния ком­со­мола, 29 октября 1982 года, в 1983 году стали стро­ить тир, в 1985 — спор­тив­ный комплекс. 35 лет назад был вве­дён в экс­плу­а­тацию СТК, где были воспи­таны чемпи­оны Совет­ского Союза, чемпи­оны мира, олимпийские чемпи­оны и участ­ники меж­ду­на­род­ных сорев­но­ва­ний.