Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники проекта /

Бахтиярова Роза Закировна

Прошла тру­до­вой путь от инже­нера «Атом­теп­лоэнергопро­екта» (НИАЭП, АСЭ) до заме­сти­теля началь­ника спе­ци­аль­ного про­ект­ного бюро, глав­ного инже­нера про­екта «Армян­ская АЭС». Награж­дена меда­лями «Вете­ран труда», «За доб­лест­ный труд», нагруд­ными зна­ками «Вете­ран труда», «50 лет ТЭПу», «За победу в соци­а­ли­сти­че­ском сорев­но­ва­нии», «Отлич­ник энерге­тики и элек­три­фи­кации СССР».
Бахтиярова Роза Закировна

Я роди­лась на Урале в много­дет­ной татар­ской семье. С малых лет испытала нужду, голод и лише­ния. Отец рано умер, а из пяте­рых бра­тьев в живых остался только один. Мои роди­тели очень хотели дать хорошее обра­зо­ва­ние своим детям, и я стреми­лась реа­ли­зо­вать их мечту. Вна­чале было изу­че­ние араб­ского языка при мечети, затем несколько клас­сов татаро-баш­кир­ской школы, и уже только потом рус­ская школа, в кото­рой был освоен рус­ский язык. Лишь после этого я начала учиться в Уральском теп­ломе­ха­ни­че­ском тех­ни­куме. Полу­чив спе­ци­аль­ность теп­ломе­ха­ника, несколько лет рабо­тала на воен­ном предпри­я­тии.

После пере­езда в Горький я начала рабо­тать инструк­то­ром по теп­ло­обо­ру­до­ва­нию в теп­лоцехе Горь­ков­ского автомо­биль­ного завода им. Моло­това. Вскоре меня пере­вели на долж­ность мастера при кис­ло­род­ной станции. Здесь во время работы с кис­ло­ро­дом тре­бо­ва­лась осо­бая ответ­ствен­ность. Меня назна­чили началь­ни­ком кис­ло­род­ной станции, а через год избрали сек­ре­та­рем завод­ского коми­тета ВЛКСМ. Однако тяга к новым зна­ниям заста­вила меня про­должить обу­че­ние в Мос­ков­ском энерге­ти­че­ском инсти­туте. По окон­ча­нии инсти­тута я воз­вра­ти­лась на авто­за­вод, в теп­лоцех авто­за­вод­ской ТЭЦ, на долж­ность дежур­ного инже­нера. В тот же год меня избрали на руко­во­дящую пар­тий­ную работу, я рабо­тала заме­сти­те­лем сек­ре­таря парт­кома авто­за­вода. Полу­чен­ный на авто­за­воде опыт про­из­вод­ствен­ной и обще­ствен­ной работы впо­след­ствии очень при­го­дился мне во время работы в ГОТЭПе.

В 1952 году меня пере­вели с авто­за­вода в только что появившуюся орга­ни­за­цию, кото­рой тре­бо­ва­лись опыт­ные теп­ло­тех­ники. Этой орга­ни­за­цией был ГОТЭП. Вна­чале рабо­тала в долж­но­сти инже­нера теп­ло­тех­ни­че­ского сек­тора, спу­стя полгода — в долж­но­сти старшего инже­нера. Через пару лет я уже возгла­вила группу теп­ло­тех­ни­че­ского сек­тора, а в 1956 году — теп­ломе­ха­ни­че­скую группу ОКП-2. В 1959 году была назна­чена началь­ни­ком ОКП-1. Однако в 1962 году я по соб­ствен­ному жела­нию пере­ве­лась в Харь­ков­ское отде­ле­ние ТЭПа на долж­ность заме­сти­теля глав­ного инже­нера про­екта Ере­ван­ской ТЭЦ. При­чи­ной тому стало жела­ние повы­сить ква­лифи­кацию, поскольку в те годы в Харь­ков­ском отде­ле­нии сложился силь­ный, эффек­тивно рабо­тающий кол­лек­тив. Набравшись опыта, в 1964 году я воз­вра­ти­лась в Горь­ков­ское отде­ле­ние ТЭПа на долж­ность началь­ника ОКП-1. В 1968 году в ТЭПе было создано спе­ци­аль­ное про­ект­ное бюро (СПБ), основ­ной зада­чей кото­рого явля­лось про­ек­ти­ро­ва­ние атом­ных станций. В мае 1969 года меня назна­чили заме­сти­те­лем началь­ника СПБ и одно­временно глав­ным инже­не­ром про­екта Армян­ской АЭС. За годы работы в ГОТЭПе (потом ГОАТЭП) при моем уча­стии были спро­ек­ти­ро­ваны несколько ТЭЦ, в числе кото­рых — Казан­ские ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, Яро­слав­ская, Стер­ли­тамак­ская, Ере­ван­ская, Новогорь­ков­ская, Дзержин­ская, Авто­за­вод­ская ТЭЦ, Балах­нин­ская ГРЭС и, конечно же, самая глав­ная работа моей жизни — Армян­ская АЭС.

Я счи­тала и счи­таю, что нужно пол­но­стью отда­ваться тому делу и той работе, кото­рую в жизни мы выби­раем. А еще важно, если ты хочешь быть насто­ящим про­фес­си­о­на­лом, успе­вать пере­нимать зна­ния по другим спе­ци­аль­но­стям у людей, кото­рые рабо­тают с тобой бок о бок над реше­нием слож­ной задачи. Все это вме­сте, да еще тяга к новым зна­ниям и само­от­вержен­ность в работе — и есть ступени к про­фес­си­о­наль­ному успеху.