Обращение к сайту «История Росатома» подразумевает согласие с правилами использования материалов сайта.
Пожалуйста, ознакомьтесь с приведёнными правилами до начала работы

Новая версия сайта «История Росатома» работает в тестовом режиме.
Если вы нашли опечатку или ошибку, пожалуйста, сообщите об этом через форму обратной связи

Участники проекта /

Абалаков Борис Борисович

Родился в 1944 г. После окон­ча­ния Мос­ков­ского высшего тех­ни­че­ского учи­лища имени Баумана рабо­тал в НИКИЭТ им. Дол­лежаля. С 1972 г. - в атом­ном ледо­коль­ном флоте. Участ­во­вал в достройке и вводе в действие атом­ного ледо­кола «Рос­сия». В 1981 году при­нимал уча­стие в выгрузке ава­рий­ного комплекта ядер­ного топ­лива из реак­тора № 1 атом­ного ледо­кола «Ленин». Награж­ден почет­ной грамо­той мини­стра мор­ского флота, зна­ками «Почет­ный работ­ник мор­ского флота», «Почет­ный поляр­ник», «Ака­демик И. В. Кур­ча­тов» 4-й степени, «Вете­ран атом­ной энерге­тики и промыш­лен­но­сти», «За без­ава­рий­ную работу на мор­ском транспорте» 3-й степени.
Абалаков Борис Борисович

Я при­шел на флот после четырех лет работы в мос­ков­ском НИКИЭТ им. Дол­лежаля. Ледо­коль­ная биография нача­лась в марте 1972 года на пер­вом в мире атомо­ходе «Ленин». Тех­нику я знал хорошо, но обо всех тон­ко­стях ее экс­плу­а­тации в море имел лишь пред­став­ле­ние. Чтобы все хорошо сложи­лось в нуж­ный момент, надо ока­заться в нуж­ном месте. Для меня ледо­кол «Ленин» ока­зался тем самым местом. Тра­дици­онно на атомо­ходе был моло­деж­ный экипаж, и адап­ти­ро­ваться среди своих сверст­ни­ков не вызвало труд­но­стей. Состо­яться же в про­фес­сии мне помог глав­ный инже­нер-меха­ник Вик­тор Алек­сан­дро­вич Мизги­рев.

В науке суще­ствует поня­тие «школа». Люди отдают свои зна­ния про­сто так, руко­вод­ству­ясь одним принци­пом: возьми, я не хочу, чтобы на мне этот процесс изу­че­ния оста­но­вился. Вик­тор Алек­сан­дро­вич как-то с усмеш­кой рас­ска­зал такую исто­рию. Моло­дым пар­нем он рабо­тал на паро­вом сей­нере. На этом судне есть брашпиль — меха­низм, под­нимающий якорь. Так вот, когда старший меха­ник сей­нера регу­ли­ро­вал паро­рас­пре­де­ле­ние, то накры­вался телогрейкой, чтобы никто не видел, как он это делает. Глав­ный инже­нер-меха­ник «Ленина» не пря­тался за телогрейкой, а напро­тив, делился всем опытом. Вме­сте мы рабо­тали на пер­вом атом­ном ледо­коле, а с 1985 года по 1995-й — на «Рос­сии». Когда Вик­тор Мизги­рев вышел на пен­сию, его место на атомо­ходе занял я. Сей­час вновь мод­ным стало слово «настав­ник». Если разо­браться в сути, то настав­ни­че­ство — это пси­хо­логи­че­ская бли­зость. У нас с Вик­то­ром Алек­сан­дро­ви­чем было именно так.

Когда после «Ленина» я при­шел на ледо­кол «Рос­сия», этот атомо­ход пока­зался мне домом отдыха. Дру­гой уро­вень авто­ма­ти­за­ции, отлич­ная компо­новка энерге­ти­че­ской уста­новки. Все на поря­док проще. Многие из моих зна­ний поте­ряли свою акту­аль­ность: за меня отра­ба­ты­вала авто­ма­тика.

Авто­ма­ти­за­ция спо­собна на многое, но она не может заме­нить суще­ствующую на атом­ных ледо­ко­лах зави­симость одного чело­века от другого. Если каж­дый спе­ци­а­лист будет выпол­нять свою работу как ему вздума­ется, то успеш­ного результата никогда не полу­чить. Как-то при­ш­лось общаться со швед­скими и нор­веж­скими каде­тами. Поин­те­ре­со­вался у моло­дых людей: будут ли они про­должать мор­ские тра­диции своих стран? В ответ полу­чил: «Нет. Пора­бо­таем годика три-четыре — и все. После моря откроем свое дело». Для Атомфлота такой под­ход тупи­ко­вый. Без­ава­рий­ность напрямую свя­зана с посто­ян­ством экипажа. Чело­век, решивший свя­зать свою судьбу с атом­ным ледо­коль­ным фло­том, должен быть готов не только к осо­бому вах­тен­ному ритму жизни, но и посто­янно заниматься само­раз­ви­тием. Уни­каль­ные суда тре­буют осо­бых экипажей.

В 2010 году на атомо­ходе «Рос­сия» мы занима­лись ледо­коль­ным обес­пе­че­нием тран­зит­ной про­водки тан­кера «Бал­тика» с газо­кон­ден­са­том. Дед­вейт суд­на— 117 000 тонн. Такие тан­керы еще не про­хо­дили по трассе Севморпути. Работа потре­бо­вала исклю­чи­тель­ного внима­ния всего экипажа — как пер­со­нала, обслужи­вающего ядер­ную энерге­ти­че­скую уста­новку, так и судо­во­ди­те­лей. У нас был хороший кон­такт с капи­та­ном Олегом Щапи­ным, поэтому во время про­водки тан­кера не было ни экс­трен­ного подъема мощ­но­сти, ни суеты. Все делали спо­койно и прогно­зи­ру­емо. Сей­час большегруз­ные суда на арк­ти­че­ских трас­сах не ред­кость. Но именно та пер­вая про­водка «Бал­тики» сде­лала лучшую рекламу Севморпути и возмож­но­стям атом­ного ледо­коль­ного флота. Послед­няя работа «Рос­сии» — тоже часть современ­ной исто­рии «Роса­томфлота». С 21 января по 10 апреля 2013 года на Бал­тике атомо­ход обес­пе­чил про­водку 355 судов.

Чело­ве­че­ское обще­ние на берегу и в море —лучшая пси­хо­логи­че­ская разгрузка. Дверь в мою каюту закры­ва­ется только в 22:00, когда ложусь спать. Все осталь­ное время готов гово­рить с экипажем на про­из­вод­ствен­ные и лич­ные темы. При опре­де­лен­ных усло­виях на атомо­ходе мое любимое место — биб­лио­тека. Книги — это из дет­ства. В отли­чие от элек­трон­ных вер­сий насто­ящую, в пере­плете, можно подержать, поли­стать, запом­нить ощуще­ния. Это такой дар, кото­рый и на море, и на суше неза­ме­ним.